Художники
20 Мая, 2025
Арцыбашев Борис Михайлович
Арцыбашев Борис Михайлович (1899 Харьков-1965 Нью-Йорк) — американский художник, дизайнер и иллюстратор русского происхождения. Сын писателя Михаила Арцыбашева.
Родился в Харькове. Окончил училище княгини М. К. Тенишевой в Петербурге. В юности увлекался книжной графикой и экслибрисом. В 1923 участвовал в выставке «Оригинальных рисунков петроградских книжных знаков» в Петрограде и выставке «Русский книжный знак» в Казани.
В 1921 поселился в Нью-Йорке. Дебютировал в качестве театрального декоратора, оформив балет «Приключения Арлекина» на музыку Л. ван Бетховена по либретто М. М. Фокина для театра Марк Стрент.
В дальнейшем сосредоточился на книжной иллюстрации. Создал иллюстрации более чем к 50 книгам, занимался также рекламой, дизайном плакатов и обложек журналов, принимал участие в рекламных кампаниях для крупных известных фирм.
В 1931 провел две персональные выставки в Нью-Йорке. Участвовал во многих групповых выставках. В 1937 был удостоен приза детской книги «Нью-Йорк Геральд Трибьюн». В 1940-х рисовал портреты для журнала «Тайм». Создавал рисунки для рождественских открыток. Произведения Арцыбашева публиковались в журналах «Американ артист», «Арт Дайджест», «Студио», «Аполло», «Арт&Индастри».
Обложки для американских журналов Life, Fortune и Time принесли ему большую популярность.
Источники:
Русская эмиграция. Борис Арцыбашев - автор обложек культового американского журнала//На перекладных. –URL: https://dzen.ru/a/YYjDr_Wi6GpHMIvf (обращение 19.11.2025).
2. Арцыбашев Борис Михайлович// Аrtinvestment. – URL: https://artinvestment.ru/auctions/45400#more (обращение 25.11.2024).
20 Мая, 2025
Визель Татьяна Эмильевна
Портрет дочери Т.Э. Визель (худ. Э.О. Визель, 1922 г.)
Визель Татьяна Эмильевна (1904 – 1976) - ленинградский график, театральный художник. Окончила театрально-декоративное отделение Художественно-промышленного техникума в Петербурге. Работала в Ленинградском государственном академическом театре драмы им. А.С. Пушкина и во Дворце культуры им. М. Горького, в Харьковском театре русской драмы. В ее декорации поставлено 17 зрелищ, в том числе два кукольных. В качестве графика-оформителя сотрудничала в журналах «Красная панорама», «Рабочий и театр». В 1942-1945 гг. входили в группу альпинистов, маскировавшихся шпили Петропавловской крепости и Адмиралтейства, купола Никольского собора и другие высотные объекты города. обязательным автором ряда экслибрисов (в частности для скульптора Н.Ф. Вальдмана, ученого и изобретателя И.Б. Синани, пианиста В.В. Софроницкого, врача Д.Д. Донской, театроведа А.А. Бартошевича, специалиста по физической химии Ю. .Н.Гороховского и др., Происходит из художественной динамики, проявляет себя как ее, живописец Эмиль Оскарович Визель (1866–1943), академик Императорской Академии художеств и хранитель академического музея, после революции член совета Эрмитажа и Русского музея.
Источники:
1. Лобашева И.Ф. Художественная коллекция династии Визелей// Эмиль Визель. – URL: https://emilwiesel.com/publications (обращение 7.12.2024);
2. Татьяна Визель// Лот арт.- URL: https://www.lot-art.com/auction-lots/1940-1926/310-vizel_tat-19.8.22-matis (обращение 24.08.22).
20 Мая, 2025
Гиппиус Татьяна Николаевна
Гиппиус Татьяна Николаевна (1877-1957) - яркий представитель Серебряного века, живописец, график, художник символистского направления. Родилась в Санкт-Петербурге. Сестра З. Н. Гиппиус.
В 1901 г. поступила в Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств в класс живописи к И. Е. Репину, позже – к Ф. А. Рубо. В 1910 г. получила звание художника за картину «Садко гусляр». С 1905 г. участвовала в выставках Ассоциации художников. В 1910-е гг. занималась педагогической деятельностью – преподавала живопись и рисование в коммерческом училище, в частной гимназии и в детском саду Марии Александровны Шидловской. После революции осталась в России. В 1920-х гг. продолжала педагогическую деятельность в Совшколе № 35. В декабре 1928 г. была арестована за участие в кружке «Воскресение» и отправлена на Соловки. После освобождения в 1931 г. уехала в Вятку, а позже вместе с сестрой – скульптором Натальей – перебралась в Новгород.
После отступления советских войск из Новгорода обе оказались в Пскове. Несколько офицеров из числа бывших белых эмигрантов, русских немцев, помогли сестрам Гиппиус выехать из Пскова, когда к нему приближалась советская армия, в Штеттин.
После вступления советских войск на территорию Германии сестры вернулись в Новгород, где Татьяна Николаевна до своей кончины проработала реставратором Новгородского кремля.
Источники:
1.Гиппиус Татьяна Николаевна// Государственный Эрмитаж. – URL: https://collections.hermitage.ru/entity/AVTOR/1264937550 (обращение 7.12.2024),
2. Гиппиус Татьяна Николаевна // Книжная лавка писателей. – URL: https://lavkapisateley.spb.ru/enciklopediya/g/gippius--325 (обращение 7.12.2024).
20 Мая, 2025
Иваск Удо Георгиевич
Иваск Удо Георгиевич (1878–1922) – книговед, библиограф, генеалог, художник-график, библиофил. Родился в имении Керсель Феллинского уезда Лифляндской губернии. Автор 30 экслибрисов.
Вырос в семье эстонского агронома. Среднее образование получил в Дерпте (Тарту), высшее - в Московском археологическом институте на археографическом отделении. В юности учился живописи под руководством К.А. Коровина, но еще в студенчестве его потянуло к книге - он стал заниматься исследованиями по истории книги, генеалогией. Диссертацию защитил на тему "Из области купеческих родословий" и получил звание ученого-архивиста. В 1902 г. его избрали в члены Русского библиографического общества при Московском университете. В этом году вышла его книга "О библиотечных знаках, так называемых ex libris'ах: по поводу 200-летия их применения в России, 1702 - 1902". Второе - 3-х томное издание о русских экслибрисах ("Описание русских книжных знаков") выпущено ин фолио на 510 страницах с большим количеством иллюстраций в 1905 - 1918 гг. Там собраны сведения о более чем 6 тысячах знаков.
Иваск занимался исследованием инкунабул, собрал библиографические сведения о 205 газетах и журналах от "Полярной Звезды" до изданий 1917 г. Рукопись называется "Периодическая печать в России 1703 - 1917 гг", в ней собраны сведения об 11 тысячах изданий. У.Г. Иваск исследовал частные библиотеки, один из его трудов (1911 - 1912 гг.) так и называется: "Частные библиотеки в России". Здесь он собрал сведения о 1346 библиотеках, дал им характеристику и даже биографии владельцев. У.Г. Иваск написал более 20 библиографических очерков о деятелях книги, большое количество статей и рецензий по библиографии и библиотечному делу. В рукописи осталось "Введение в историю русской библиографии", очерк "Владимир Измайлович Межов" и др. С 1902 по 1922 гг. У.Г. Иваск написал более 80 работ, которые очень ценятся у специалистов за необыкновенную точность, они до сих пор сохраняют свое научное значение.
Иваск принимал участие в работе многочисленных научных ассоциаций, в организации специального общества любителей книжных знаков, учрежденного в 1917 г., в работе Русского библиофильского общества, Русского библиографического общества при Московском университете. В 1-ю мировую войну Иваск снабжал госпитали книгами. Кроме того, Иваск - редактор "Книжной летописи", активный докладчик и член Толстовского общества в Москве, член обществ экслибристов в Берлине и Базеле, один из организаторов Российской центральной книжной палаты, Российского Библиографического института, позже - заведующий отделом редких изданий Румянцевского музея. В 1920 г. У.Г. Иваск, член Эстонского библиографического общества и библиотечной комиссии Тартусского университета, уехал в Юрьев (Тарту) и там работал помощником главного библиотекаря университетской библиотеки. В письмах он писал, что занимается организацией и систематизацией фондов после их реэвакуации из Воронежа, работают с 9 утра до 8 вечера - разобрать надо около 2 тысяч ящиков. Скоротечная чахотка оборвала жизнь "классика русского книжного знака".
Литература:
Боднарский Б.С. Памяти У.Г. Иваска // Библиографические известия. - М., 1922. - № 1 – 4,
Столяров Ю.Н. Трехсотлетие русского печатного экслибриса // Школьная библиотека. - 2002. - № 10. - С. 18 – 21,
Григорьев Ю.В. Удо Георгиевич Иваск // Книга, исследования, материалы: Сб. 21. - М., 1970. - С. 221 - 230.
20 Мая, 2025
Казимова Нина Ивановна
Казимова Нина Ивановна (1952-) - художник-график.
Родилась в семье служащих. Отец - морской офицер, мать - инженер-конструктор. Детство прошло в Ленинграде. Параллельно с учебой в средней обучалась рисованию во Дворце пионеров им. А. Жданова, в ДХШ Куйбышевского р-на и в ДХШ № 1 Дзержинского р-на (т.н. «Тишкинская школа») у театрального художника Т. Сотниковой. Закончила архитектурный факультет ЛИСИ, в 1989 г. вступила в члены Мастерской народной графики «Советский лубок». С 1991 - член СПб. Союза художников.
Мастер офорта, «королева акватинты». Основной жанр - экслибрис, авторская книга, станковая и малоформатная графика. Выполнила более 430 офортов, в т.ч. более 200 экслибрисов. Стала издателем, дизайнером и иллюстратором шести авторских малотиражных книг, три из которых цельногравированные («Сады моей души…» (1994), М. Волошин «Париж» (1997), А. Пушкин «Пир Петра Первого» (2003), Н. Гоголь «Рим» (2009), Мацуо Басё «Трехстишия» (2009), В. Распутин «Возвращение Тобольска» (2012)). Книги с иллюстрациями Казимовой хранятся в собраниях Эрмитажа, Русского музея, ГМЗ «Петергоф», ГМЗ «Царское Село», РНБ, РГБ, Третьяковской галереи, РГБ по искусству, Тюменской ОНБ им. Д. Менделеева, Дома-музея Гоголя, Ирбитского ГМИИ, Берлинской городской биб-ки Прусского Культурного Об-ва (Германия), в др. музеях и частных коллекциях России и зарубежья.
Большое количество книжных знаков выполнено для ведущих музеев и библиотекк России.
Участница более 280 национальных и международных выставок. В 2004, 2007, 2011 приняла участие в I, II, III Всероссийских Конгрессах экслибриса (Вологда). Лауреат и дипломант 15 конкурсов графики и экслибриса в России и за рубежом. В 1996 включена в Биобиблиографичексую энциклопедию современного искусства экслибриса (Португалия), в 1997 - в монографию «Лучшие из лучших в европейском экслибрисе» (Бельгия), в 2006 в многотомное издание «Современные художники экслибриса» (Португалия). С 2008 г. - член Петровской Академии наук и искусств.
Источники:
Коробовской Г. Казимова Нина Ивановна // Книжная лавка писателей. – URL: https://lavkapisateley.spb.ru/enciklopediya/k/kazimova- (обращение 12.10.22).
20 Мая, 2025
Остров Светозар Александрович
Остров Светозар Александрович (1941- 2024) - художник-график, член Союза художников России. В 1965 году окончил факультет графики Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. Участник и лауреат многочисленных выставок книжной графики и иллюстрации в России и за рубежом. Награжден медалью Российской академии художеств. Оформил и проиллюстрировал более 100 книг. Создатель широко известных циклов иллюстраций к произведениям М. Ю. Лермонтова, Ч. Айтматова, А. Линдгрен, Д. Хармса.
Участник и лауреат многочисленных выставок книжной графики и иллюстрации в России и за рубежом, в том числе биеннале иллюстрации в Болонье (Италия), Братиславе (Словакия) и Лейпциге (Германия). Работы художника хранятся в музеях и частных коллекциях Великобритании, России, США, Франции, Японии и других стран.
Источники:
Светозар Остров // Картинки и разговоры. – URL: http://www.fairyroom.ru/?page_id=3100 (обращение 12.12.2024).
20 Мая, 2025
Фелькерзам Арминий Евгеньевич
Фелькерзам Арминий (Магнус Конрад Армин) Евгеньевич (1861 — 1917) - искусствовед, коллекционер, художник-создатель экслибрисов, генеалог, хранитель Галереи драгоценностей Императорского Эрмитажа, камергер Его Величества. Потомок древнего лифляндского рода.
Создал около полусотни экслибрисов для членов русской императорской фамилии.
Родился 4 апреля 1861 года в Риге, окончил юридический факультет Дерптского университета.
В марте 1887 года начал службу чиновником при прокуроре Судебной палаты и Законодательного отделения Министерства юстиции.
1889 - 1891 гг. - чиновник особых поручений при главно-начальствующем гражданской частью на Кавказе (Тифлис), уволен по прошению.
Выйдя в отставку, в течение 1891—1893 годов путешествовал по Германии, Австрии, Франции, Испании и Италии; изучал прикладное искусство в музеях и частных коллекциях; историю и геральдику. После возвращения в Россию активно участвовал в работе Обшщества истории и древностей, писал статьи по геральдике, генеалогии, искусству и литературе Курляндии, в 1894—1902 годах был комиссаром по генеалогии Курляндии.
В 1893 году создал свой первый экслибрис для великого князя Николая Александровича.
В 1902 году, по протекции старшего хранителя Императорского Эрмитажа был принят в штат Эрмитажа на должность хранителя Отдела драгоценностей. В 1909 году стал заместителем директора Эрмитажа. В период работы в Эрмитаже активно печатался в журнале «Старые годы».
Руководил составлением инвентаря собрания драгоценностей и изданием двухтомного труда "Описи серебра Двора Его Императорского величества", в котором были объединены коллекции драгоценных предметов дворцов Петербурга.
В ноябре 1915 года подал прошение об отставке в связи с болезнью.
Источники:
Фелькерзам Арминий (Магнус Конрад Армин) Евгеньевич // Биографика/ СПбГУ. –URL: https://bioslovhist.spbu.ru/histschool/2187-felkerzam-arminij-magnus-konrad-armin-evgenevic.html (обращение 19.09.2023).
20 Мая, 2025
Чехонин Сергей Васильевич
Чехонин Сергей Васильевич (1878 - 1936) — русский художник и график, член художественного объединения «Мир искусства» и ученик И. Е. Репина. Один из первых создателей «агитационного фарфора», художественный руководитель Государственного фарфорового завода в Ленинграде (в настоящее время ЛФЗ). Сергей Чехонин выработал характерную манеру каллиграфически изощрённого рисунка кистью, основанных на декоративно-орнаментальной стилизации мотивов русского ампира (цветочные гирлянды, букеты и пр.), в советское время сочетая их с революционными лозунгами и эмблемами. С конца 1900-х гг. сотрудничал в издательствах «Просвещение», «Шиповник», «Брокгауз–Ефрон», «Пантеон» и др., выполняя иллюстрации, обложки, виньетки, издательские марки. Оформил книги «Зовы древности» К. Д. Бальмонта (1907), «Семь огней» Н. А. Тэффи (1910), «История живописи» А. Н. Бенуа (1911), «Сатиры» Саши Черного (1911–1912), «Бенгальские огни» А. Т. Аверченко (1914) и др.
Вместе с М. А. Врубелем и А. Я. Головиным создал майоликовые панно для фасадов гостиницы «Метрополь» в Москве (1902–1909) и дома С. И. Мамонтова в подмосковном имении Абрамцево; в Санкт-Петербурге исполнил изразцовый фриз актового зала Городского училищного дома имени Петра Великого (1909–1911), майоликовые панно «Михаил Архангел» для церкви лейб-гвардии Московского полка (1915) и «Родословное древо Дома Романовых» для собора Феодоровской иконы Божьей Матери (1911–1915). Участвовал, совместно с А. Я. Белобородовым, в декорировании комнат Юсуповского дворца на Мойке (1913–1915).
В 1917 г. вошел в художественную коллегию Отдела изобразительных искусств Наркомпроса. Участвовал в оформлении уличных празднеств и театральных зрелищ, рисовал агитплакаты. Исполнил проекты герба РСФСР и печати Совнаркома, рисунки денежных купюр и серебряных монет; создавал графические портреты В. И. Ленина, Г. Е. Зиновьева и других государственных деятелей. Стал основоположником нового стиля «советский ампир», в основу которого легла стилистика «Мира искусства», дополненная революционной символикой.
В 1918–1923 и 1925–1927 гг. художественный руководитель Государственного фарфорового завода в Петрограде–Ленинграде (в 1923–1925 гг. заведовал художественной частью Новгубфарфора – бывших Кузнецовских заводов – в Новгородской области). Разработал первые образцы агитационного фарфора: тарелки с росписями «Благословен труд свободный», «Ум не терпит неволи», блюдо «Герб РСФСР в цветах», поднос «Красный Балтийский флот».
В советское время также сотрудничал с издательствами «Творчество», «Светозар», «Всемирная литература». Оформил книги «Фауст и город» А. В. Луначарского (1918), «Мировая революция и Коммунистический Интернационал» Г. Е. Зиновьева (1921), «10 дней, которые потрясли мир» Дж. Рида (1927), иллюстрировал детские книги для издательства «Радуга». Неоднократно переиздавались иллюстрации С. В. Чехонина к сказке К. И. Чуковского «Тараканище».
Автор целого ряда экслибрисов: И. В. Лазаревского (1921), М. М. Соколовской (1921), собственных (1921–1922), Ф. И. Седенко-Витязева (1922), Л. С. Вычегжаниной (1923), искусствоведа и коллекционера Э.Ф. Голлербаха (1925) и др. Участник выставки «Художественный экслибрис» в Ленинграде (1928).
В начале 1928 г. С. В. Чехонин выехал во Францию для подготовки выставки советского фарфора и остался в Париже. Принимал участие в выставках русского искусства в разных городах Европы, на которых выставлял фарфор, миниатюрные портреты (Л. Рейснер, Л. Н. Толстой, В. Немчинова), рисунки на темы русских сказок и былин, пейзажи, театральные эскизы, ювелирные изделия и пр. Периодически обращался к сценографии: оформил балеты «Исламей» М. А. Балакирева и «Снегурочка» А. К. Глазунова для выступления труппы Веры Немчиновой в Театре Елисейских полей, оперу «Руслан и Людмила» М. И. Глинки и танцевальные миниатюры для театра «Летучая мышь» Н. Ф. Балиева.
Источники:
<![if !supportLists]>1. <![endif]>Ивенский, С. Г. Мастера русского экслибриса / С. Г. Ивенский. – [Ленинград: Художник РСФСР, 1973]. – С. 285-289,
<![if !supportLists]>2. <![endif]>Лейкинд, О. Л. Художники Русского Зарубежья: первая и вторая волна эмиграции: биографический словарь. Т. 2: Л – Я / О. Л. Лейкинд, К. В. Махров, Д. Я. Северюхин. – Санкт-Петербург: Мир, 2019. – С. 609-612,
3. Эфрос, А. М., Пунин, Н. Н. С. Чехонин / Абрам Эфрос и Николай Пунин. – Москва; Петроград: Государственное издательство, [1924]. – 112, [1] с., [13] л. ил. – В кн. также: Список графики С. В. Чехонина / сост. П. И. Нерадовский, Ф. Ф. Нотгафт. – С. 107-112.
20 Мая, 2025
Шершнев Александр Валентинович
Шершнев Александр Валентинович (1954 - 2008) - родился 10 августа 1954 года в Пскове. Закончил псковскую художественную школу, считал себя учеником и продолжателем творческих традиций выдающегося художника-графика Валентина Михайловича Васильева (1940 -1986). Член Союза художников России.
Участвовал в многочисленных зональных, республиканских и международных выставках. Работы Александра Шершнева экспонировались более чем в 150 странах мира. Широкую известность он получил как художник-экслибрист, книжный график. Работал преимущественно в технике гравюры на пластике.
Занимаясь издательской деятельностью, он проиллюстрировал 27 книг, в основном псковских авторов. Александр разработал графическую символику для 25 городских и областных праздников. Широкую известность он получил как художник-экслибрист. По коллекции его экслибрисов можно изучать историю нашего города и его именитых людей: от представителей власти до художественной интеллигенции. Его основной темой творчества была графика святынь и древностей Пскова.
Член Союза художников России, а в 2002 - 2006 годах был председателем Псковского отделения.
Персональные выставки Александра Валентиновича Шершнёва проходили в Пскове, Великих Луках, Печорах, Риге и Тарту. Он участвовал в зональных выставках в Сыктывкаре, Великом Новгороде, Мурманске, Вологде, в республиканских выставках в Москве и Вологде, в ряде всесоюзных выставок: «Экслибрис и художник в СССР», «Север в экслибрисе», «Моя Родина», «Молодость страны».
Его работы были частью более чем 133 международных выставок в Японии, Канаде, Болгарии, Чехословакии, Италии, Бельгии, Германии, Англии, Мексике, Аргентине, Монголии, Польше, Турции, США и на Кубе. Работы художника экспонировались более чем в 150 странах мира.
Александр Шершнёв награждён дипломами за участие в многочисленных выставках, а также двумя медалями «В память 1100-летия первого упоминания города Пскова в летописи» и «К 100-летию М. А. Шолохова». В 2003 году стал лауреатом премии администрации Псковской области за успехи в области культуры и искусства.
Источники:
1. Шершнев Александр Валентинович //Псковиана. – URL: http://pskoviana.ru/istoriya/persony/khudozhniki/3666-shershnjov-aleksandr-valentinovich (обращение 7.12.2024),
2. Экслибрисы и штемпели частных коллекций в фондах Исторической библиотеки: [справочник]. Вып. 2 / В. В. Кожухова; Государственная публичная историческая библиотека России; сост. В. В. Кожухова. - Москва: Государственная публичная историческая библиотека России: Планета, 2016. – С. 9.