Региональный центр по работе с редкими и ценными документами посетили дети, обучающиеся на краткосрочной образовательной программе «Математическая призма» в Региональном центре выявления и поддержки одарённых детей «Вега». Сотрудники провели для гостей иммерсивное мероприятие «Урок цифирной грамоты», на котором ребята погрузились в удивительный мир математики благодаря учебной литературе прошлого. Гостям представили разные дореволюционные издания по арифметике, алгебре и геометрии из фонда отдела. Дети увидели легендарный «Систематический курс арифметики» А. П. Киселёва (1900), по которому на протяжении многих лет учились все школьники нашей страны, выдержавший более 50 переизданий «Сборник алгебраических задач» Н. А. Шапошникова и Н. К. Вальцева (1915) – единственный, между прочим, массовый учебник, унаследованный в СССР от царской системы народного образования; новаторская для своего времени книга «Геометрия на задачах» С. И. Шохор-Троцкого (1909), актуальный и сегодня научно-популярный математический труд Е. И. Игнатьева «В царстве смекалки, или Арифметика для всех» (1915) и другие.

Специалисты также рассказали об истории становления и развития математической литературы в России. Читать указ «О цифирных школах» из факсимильного издания «Указов Петра Великого с 1714 по 1725 год» юным математикам было непросто, но очень интересно. Именно Пётр I и положил начало математической науке или, как её тогда называли, «цифирной грамоте» в России.

математикаматематикаматематика

От теории сразу перешли к практике.   То, что математика, по меткому наблюдению А. В. Суворова, – «гимнастика ума», ребята убедились на собственном опыте. Им предстояло решить любимую задачу императора Николая  I, измерить в локтях и вершках самую большую книгу библиотеки – «Атлас азиатской России» (1914), посчитать в фунтах и золотниках вес книжных великанов и карликов, определить количество страниц, записанных буквами старославянской азбуки в «Азбуке» Ивана Фёдорова и увесистых томах «Лицевого летописного свода». Со всеми заданиями ребята, поломав головы, справились и, окрылённые успехом, вооружённые новыми знаниями, вдохновлённые увиденным книжными раритетами, с благодарностями покинули центр редких книг.