Маяковский Свою автобиографию Владимир Маяковский начал словами: «Я — поэт. Этим и интересен. Об этом и пишу. Об остальном — только если это отстоялось словом». 

Но писать стихи Владимир Маяковский (1893-1930)  начал не сразу  — сначала он собирался стать художником и даже учился живописи. Слава поэта пришла к нему после знакомства с авангардистами, когда первые произведения молодого автора с восторгом встретил Давид Бурлюк. Футуристическая группа, «Сегодняшний лубок», «Левый фронт искусств», рекламные «Окна РОСТА» — Владимир Маяковский работал во множестве творческих объединений. А еще писал в газеты, выпускал журнал, снимал фильмы, создавал пьесы и ставил по ним спектакли.

В русской литературе трудно назвать имя писателя, принимавшего столь активное участие в издании своих произведений, как Маяковский. Во многих случаях он не только создавал замысел будущей книги, но и непосредственно воплощал его, выступая в качестве издателя, оформителя, печатника и т. д.

Даже не любя Маяковского - разглядывать его книги, особенно самые ранние, — занятие увлекательное. Неслучайно ошеломившая современников поэма Владимира Маяковского "Про это", изданная в 1923 году с фотомонтажами Александра Родченко, признана классикой конструктивизма и выразительнейшим опытом визуализации поэтического слова. Особое значение новаторской работы Родченко состоит также в том, что и автор, и герои поэмы (то есть сам Маяковский и Лиля Брик) были включены в иллюстративный фоторяд как реальные действующие лица. В 2014 году появилось прекрасное факсимильное издание этой книги, впервые сопровождающиеся подробным комментарием и рядом статей, где рассматриваются разные аспекты как самой поэмы, так и ее книжного воплощения. Воспроизводятся в цвете и все фотомонтажные иллюстрации к ней, в том числе отвергнутые варианты. Издание сопровождают 70 черно-белых и 15 цветных иллюстраций, позволяющих точнее передать как эстетику конструктивизма, так и атмосферу творческого окружения Маяковского.

МаяковскийМаяковскийМаяковский

Владимир Маяковский. Про это : факсимильное издание. Статьи. Комментарии / [Европ. ун-т в С.-Петербурге ; Музей Маяковского] ; сост. и науч. ред. А. А. Россомахин. - Санкт-Петербург : Европейский университет, 2014. - 121, [3] с., [8] л. ил., портр., факс. : ил., портр. ; 23 + 1 бр. факс. изд. 1923 г. - 43 с., [8] л. ил. - (AVANT-GARDE ; вып. 3). - На тит. л. факс. изд. в вых. дан.: Москва ; Петроград, 1923. - Рез. на англ. яз. - Книга статей и комментариев и брошюра факсимильного издания поэмы вложены в одну суперобложку.

МаяковскийМаяковскийМаяковский

Маяковский писал эту поэму в необычных условиях домашнего «заключения», к которому он приговорил себя сроком на два месяца (с 28 декабря до 3-х часов дня 28 февраля 1923 года), чтобы наедине с самим собой разобраться во всем, что вставало неотступной темой будущего произведения, — новый человек, его мораль, его любовь, быт.

В предисловии к сборнику "Вещи этого года" В. В. Маяковский писал: "Печатаю "Про это" — вещь, обещанную в моей книге "13 лет работы" в качестве большой любовной поэмы. Это для меня, пожалуй и для всех других, вещь наибольшей и наилучшей обработки".

В начале марта состоялось первое чтение поэмы «Про это» друзьям. На чтении присутствовал нарком просвещения А.В. Луначарский. «Я и раньше знал это, а сегодня уверился окончательно. Володя — лирик, он тончайший лирик, хотя он и сам не всегда это понимает. Трибун, агитатор и вместе с тем лирик. А ты обратила внимание на глаза Маяковского? Такие глаза могут быть только у талантливого человека...» (Н.А. Луначарская-Розенель). «Дорогой Владимир Владимирович! Я нахожусь все еще под обаянием Вашей прекрасной поэмы. Правда, я был очень огорчен, увидя на афише, объявляющей о чтении, и рекламу относительно каких-то несравненных или невероятных 1800 строк. Мне кажется, что перед прочтением такой великолепной вещи можно уже и не становиться на руки и не дрыгать ногами в воздухе» (Письмо А.В. Луначарского — Маяковскому, 27 марта) [Государственный музей В. В. Маяковского. – URL: https://muzeimayakovskogo.ru/mayakovsky/biography/ (23.06.23)].

29 марта поэма была напечатана в первом номере журнала «ЛЕФ» (Левого фронта искусств) под редакцией Маяковского.

В этой теме,
и личной
и мелкой,
перепетой не раз
и не пять,
я кружил поэтической белкой

и хочу кружиться опять…