Хвощинская

Очень часто семьи совсем не мечтали видеть жену или дочь в ореоле писательской славы. Считали сочинительство занятием недостойным. Кто-то из женщин прекращал писать с замужеством как, например, Юлия Жадовская. Кто-то испытывал творческий взлет, освободившись от родительской опеки (как Евдокия Ростопчина), кто-то начинал публиковаться под мужским псевдонимом как, например, Надежда Хвощинская.

Она подписывалась по-разному в разных жанрах: стихи — Надежда, рецензии искусства — Н. Хвощинская и Н. Х., статьи — Н., Х., и В. К., художественную прозу — Крестовский и критика — В. К., Николай Куратов, и В. Поречников. Некоторые статьи были сериями для одного какого-нибудь журнала или газеты, например “провинциальные письма” для “Отечественных записок”, которые она подписывала одной подписью.

В 1852 в ответ на просьбу редактора “Отечественных записок” изменить подпись, она, отказываясь, объясняла: «Господин Зотов говорил мне также о вашем желании, чтобы под моими повестями, я подписывала мою фамилию; но, зная провинциальную жизнь, вы очень хорошо поймете, как это затруднительно для лица, которое вовсе не ищет известности, и списывает только то, что иногда встречается перед глазами..» [1].

Надежда Хвощинская родилась в имении своего отца в Рязанской губернии. Отец — небогатый помещик, участник Отечественной войны 1812 года, бывший офицер-артиллерист, по выходе в отставку служил в Рязанской губернском отделении ведомства коннозаводства. Через несколько лет после рождения Надежды он был несправедливо обвинен в растрате казённых денег, лишился места, попал под суд и подвергся взысканию в размере 15 тысяч рублей (практически всего своего состояния). Только через десять лет Хвощинский сумел снова поступить на государственную службу. Семья была вынуждена переселиться в Рязань, но несмотря на эти обстоятельства, все дети Хвощинских сумели получить хорошее домашнее образование.

Надежда Дмитриевна была художественно одаренной натурой - рисовала, помогала отцу заниматься каллиграфическим копированием деловых бумаг и топографических планов. Рано проявились у неё и литературные наклонности. В детстве вместе с братом и сёстрами сочиняла стихи, исторические романы, составляла рукописный журнал «Звездочка». Чтение было страстью Надежды — она перечитала все, что можно было найти в библиотеках отца и знакомых. Из литературных критиков самое сильное впечатление на неё произвел В. Белинский — его она позже назовет своим «духовным учителем».

Дебютными произведениями Хвощинской стали стихи, в которых высказалась тоска одинокой души в однообразии и скуке провинциального существования. На выход её первой книги — повести в стихах «Деревенский случай» (1853) откликнулся Н.А. Некрасов. Отметив в повести «верно и тонко выраженные мысли», он в целом не увидел у автора «собственно поэтического таланта». Считая, что Xвощинская «пошла по ложной дороге», он советовал ей обратиться к прозе. Надежда Дмитриевна прислушивается к мнению авторитетного писателя и к 1859 году полностью переходит к прозе. К тому времени ею было написано около ста стихотворных произведений. Постепенно и литературные критики, относившиеся к Хвощинской сначала очень сдержанно, стали давать о её произведениях все более и более одобрительные отзывы. Но в своём родном городе она не пользовалась популярностью. Рязанское провинциальное дворянство косо смотрело на молодую писательницу: её нелюбовь к выездам в свет, мужские привычки, усвоенные от отца, и, наконец, её занятия литературой не располагали в её пользу. Хвощинскую считали странной, чуть ли не сумасшедшей.

В начале весны 1865 года тяжело заболевает сестра Надежды Дмитриевны — Софья. Надежда очень любила свою сестру и задушевную подругу, самоотверженно ухаживала за ней, однако Софья скончалась в августе того же года. По желанию своей сестры, Надежда вышла замуж за молодого врача И. И. Зайончковского, который лечил Софью. Это был молодой человек 27 лет, добрый и хорошо образованный, но с крайними убеждениями. Обвиненный в 1863 г. в распространении прокламаций, Зайончковский 11 месяцев просидел в тюремной камере, где заразился чахоткой. Прогрессирующая болезнь сделала его капризным и придирчивым,  он измучил жену нравственно и физически. В 1868 г. доктора отправили Зайончковского для лечения за границу, там он и умер в 1872 году. Хвощинская много работала в критической и публицистической сфере. Ею было написано множество рецензий, обзоров, критических писем. Заслуживают внимания её статьи о русских писателях (И. А. Гончарове, А. К. Толстом, М. Е. Салтыкове-Щедрине, С. Я. Надсоне), французском писателе О. Бальзаке. Так же перу Надежды Дмитриевны принадлежит ряд работ о художниках и музыкальных деятелях современности (А. А. Иванове и И. Н. Крамском и др.). В 1884 году, после смерти матери, Хвощинская покидает Рязань и переезжает на постоянное жительство в Санкт-Петербург, где от Литературного Фонда ей, как заслуженной писательнице, была предоставлена квартира. Осенью 1885 года Надежда Дмитриевна серьёзно заболела, но несмотря на запрещение врача продолжала работать. В последние годы основным направлением её деятельности станут переводы на русский язык романов итальянских и французских писателей, в частности Жорж Санд («Орас», «Габриэль»), и написание критических статей о творчестве зарубежных литераторов. В мае 1889 года Надежда Дмитриевна переезжает на дачу в Петергоф, где и проводит свои последние дни. Похоронили её на средства Литературного Фонда в Петергофе.

В некоторых некрологах о Н. Д. Хвощинской, критики сожалели, что уход из жизни, «возможно, самой выдающейся русской писательницы» прошел почти незаметно. И это несмотря на то, что в апреле 1883 г., состоялся творческий вечер в честь ее тридцатичетырехлетней работы, где собралось много писателей, художников, ученых, артистов и общественных деятелей. Библиограф С. И. Пономарев насчитал 21 опубликованное воспоминание, вышедшее после ее смерти в течение двух лет.

Еще при жизни Надежды Дмитриевны ее друзья постоянно уговаривали Хвощинскую спасти себя от забвения и написать мемуары. Она постоянно отказывалась и только в конце жизни, когда уже стало поздно, передумала.

Поэтому, несмотря на ее хорошую репутацию, наличие библиографии ее творчества (Пономарев 1891), библиографии критики о ней (Чижиков 1914) и пяти собраний сочинений вышедших в 1859-66, 1880, 1892, и 1912-13 годах, критики все равно упорно повторяют, что ее имя, для того чтобы не быть забытым, требует постоянного напоминания о себе.

ХвощинскаяХвощинская

Хвощинская, Надежда Дмитриевна (1825-1889).
   Полное собрание сочинений В. Крестовского. Кн. 6. - С.-Петербург : издание А. А. Каспари : издательство "Родина", [1913] (С.-Петербург : Типография А. А. Каспари). - 799, [1] с. - Авт. указ. в биогр. очерке. - Беспл. прил. к журн. "Родина".

Содерж.: Свободное время ; Кто же остался доволен ; Последнее действие комедии ; Жить, как люди живут ; Из связки писем, брошенной в огонь ; В дороге ; Утренний визит ; У жениха и невесты ; Для детского театра ; В. Крестовский : биогр. Очерк.

 

Использованы материалы:

1. Хогенбом Х. Гендер и литературная биография: Надежда Хвощинская, загадочная личность. – URL: https://a-z.ru/women_cd1/html/hogenbom.htm (обращение 06.04.2023)

2. Надежда Хвощинская// Лайвлиб. – URL:

https://www.livelib.ru/author/342843-nadezhda-hvoschinskaya (обращение 06.04.2023)