крестовский

Интересно сложилась литературная судьба Всеволода Владимировича  Крестовского (1839-1895).

Он происходил из старинного дворянского рода, поступил на учебу в Санкт-Петербургский  университет.

Еще будучи гимназистом, под влиянием учителя словесности, переводчика и писателя-романиста В.И. Водовозова, Крестовский начинает писать стихи и рассказы, делает поэтические переводы Горация и Вергилия. 

В 1857 году в "Общезанимательном вестнике" появилась первая публикация юного автора - перевод оды Горация "К Хлоре". Чуть позже в том же журнале выходит рассказ в стихах "Офицерша" и рассказ "Переписка двух уездных барышень". Крестовский начинает публиковаться в журналах "Сын отечества", "Русское слово", "Русский мир", "Время" и др. Летом 1858 года Водовозов знакомит начинающего стихотворца с поэтом Л.А. Меем и членами его литературного кружка. Недаром впоследствии именно Крестовский создал для оперы Римского-Корсакова "Псковитянка" либретто по драме своего учителя.

Хороший музыкант и рисовальщик, превосходный рассказчик и чтец-декламатор, мастер стихотворного экспромта, Крестовский быстро приобрел известность в Петербурге. Популярна стала и лирика молодого поэта - гражданская ("Владимирка", "Полоса", "Возок", "Кузнец") и любовная (цикл "Испанские мотивы"). Баллада Крестовского "Ванька-ключник" стала народной песней, а стихотворения "Под душистою ветвью сирени" и "Прости на вечную разлуку" - известными городскими романсами.

К 1859 году семья Всеволода Крестовского разорилась. Он был вынужден уйти из университета и зарабатывал на жизнь литературной поденщиной в журнале "Русское Слово", попутно давая уроки за курс гимназии чиновникам, желавшим сдать экзамены на чин коллежского регистратора. Однако Крестовский был вполне светским молодым человеком, отдавал дань кутежам в модном тогда трактире Еремеева у Аничкова моста, ухаживал за девушками, а в 1860 году женился по любви на 20-летней барышне Варваре Дмитриевне Гриневой - и, ввиду неизбывной бедности, - поселился с молодой женой в пустующей даче на Петровском острове. Несмотря на крайнюю скудность обстановки (кровати жильцам заменяли копны сена), эта дача стала излюбленным местом сборищ талантливой питерской молодежи той эпохи.  Частыми гостями молодой четы были братья-художники Маковские, скульптор Михаил Микешин, литератор Николай Лесков. Двух последних Крестовский водил "на натуру" в самые "знаменитые" питерские притоны той эпохи.

В эти годы в активную фазу вступил сбор материалов для романа, который Крестовский задумал еще в 1858 году. Идею большого романа в духе "Парижских тайн" Эжена Сю, в котором соединилась бы реалистическая и романтическая тенденции, Крестовскому дал писатель Н.Г. Помяловский. В течение девяти месяцев, выдавая себя за беспаспортного бродягу, Крестовский исследовал злачные места столицы, побывав в самых жутких притонах, где беседовал с нищими, ворами, аферистами и проститутками. Чаще всего гидом Крестовского являлся знаменитый сыщик Иван Дмитриевич Путилин - 19-летний помощник полицейского надзирателя Сенного рынка. Благодаря Путилину и его начальнику следственному приставу К.К. Галахову, Крестовский получил уникальную возможность участвовать в полицейских облавах и ловле преступников методом личного сыска, допросах подозреваемых, работать в судебно-полицейских архивах и т.п.

В 1864 г. "Петербургские трущобы" начали печататься в журнале "Отечественные записки" и сразу вызвали небывалый интерес у читающей публики. Успех романа превзошел все ожидания, а автор стал знаменитостью. Отдельное издание "Петербургских трущоб"  разошлось мгновенно. Чтобы получить его в библиотеке, нужно было ждать очереди месяц и более. Массовый характер приняли экскурсии по описанным в романе злачным местам ("Ерши", "Малинник", "Вяземская лавра").

Между тем, критика встретила "Петербургские трущобы" довольно холодно. Либеральные и демократические издания как по команде отнесли роман к разряду "бульварных", не заслуживающих серьезного внимания, пренебрежительно отзываясь как о книге, так и об ее авторе. Это была месть за позицию, занятую Всеволодом Владимировичем по отношению к польскому и русскому революционному движению.

Российская демократическая интеллигенция тогда всецело сочувствовала борьбе свободолюбивых поляков за независимость своей родины. Крестовский же полагал, что русский человек не может сочувствовать тем, кто стреляет в русских солдат.

 Неугодного интеллигенции писателя травили в литературе и частной жизни, заваливали анонимными письмами, распространяли о нем различные сплетни.

Чтобы покончить со всем этим, Всеволод Владимирович в 1868 году, двадцати восьми лет от роду добровольно поступил юнкером в 14-й уланский Ямбургский полк, размещавшийся в Гродненской губернии. Уланский полк, очевидно, был выбран потому, что в уланах служили отец и дед Крестовского.  Вскоре, выдержав экзамен при Тверском кавалерийском училище, он был произведен в офицерский чин.

После 1868 года начинается самый плодотворный период творчества Крестовского, когда публикуются наиболее зрелые произведения писателя, в частности дилогия "Кровавый пуф. Хроника о новом смутном времени Государства Российского" (1875), состоящая из романов "Панургово стадо" (1869) и "Две силы" (1874), которые читаются на одном дыхании.

Шефом полка являлась великая княгиня Мария Александровна. Она захотела, чтобы была составлена история этой части. И начальство поручает выполнение этой задачи Крестовскому, командировав его в Петербург. После двух лет архивных разысканий этот обширный труд был написан и торжественно вручен великой княгине. В награду за него, по распоряжению Государя, Всеволода Владимировича перевели в лейб-гвардии Уланский Его Величества полк.

В 1875 г. уже сам император Александр II лично поручил Всеволоду Владимировичу составить историю улан Его Величества, шефом которых являлся, что и было с блеском выполнено.

 Началась война с Турцией, и Крестовский был командирован в действующую армию. Он редактировал "Военно-летучий листок". Итогом балканской эпопеи автора "Петербургских трущоб" стали два тома очерков "Двадцать месяцев в действующей армии (1877 - 1878)", вышедшие отдельным изданием в 1879 г., а также боевые награды за отличие при штурме Плевны и при взятии Траянова перевала (ордена святой Анны, святого Владимира и святого Станислава).

Не расставался Всеволод Владимирович с пером и далее. Выходили в свет его новые романы.

КрестовскийКрестовскийКрестовский

Крестовский, Всеволод Владимирович.
Очерки кавалерийской жизни / Крестовский Всеволод Владимирович; Вс. Вл. Крестовский. - С.-Петербург : Общественная польза, 1892. - [4], 406, [1] с.

Вернувшись в Россию в 1882 году, Всеволод Крестовский в чине подполковника вскоре был переведен из столицы в распоряжение генерал-губернатора Туркестана М.Г.Черняева. Участвовал в посольствах в Бухару и Хиву, раскапывал курганы в Самарканде - и вторично женился на юной 20-летней вдове чиновника по особым поручениям Евдокии Лагоде. С 1884 по 1887 гг. вновь служил в столицах, инспектировал земские учреждения в Центральной России, занимался журналистикой в газетах "Гражданин" и "Свет". В апреле 1887 года был назначен штаб-офицером Корпуса погранстражи при Департаменте таможенных сборов Министерства финансов, получив чин полковника. Следующие 5 лет жизни В.В. Крестовского прошли в постоянных разъездах с ревизиями по границам в Закавказье и Царстве Польском. Летом 1892 года В.В. Крестовский уже в чине генерал-майора переехал в Варшаву, став редактором газеты "Варшавский вестник" при генерал-губернаторе Царства Польского И.В. Гурко.

18 января 1895 года Всеволод Владимирович Крестовский скончался от хронической болезни почек в Варшаве, оставив вдову и шестерых детей от двух браков. Его потомки до сих пор живут в России.

За свою жизнь Всеволод Крестовский написал множество рассказов, очерков, повестей, романов. Этого хватило на собрание сочинений в восьми томах, выпущенное после смерти писателя, но в истории русской литературы он так и остался автором одного произведения, но зато какого - самого читаемого в XIX веке русского романа!

Всеволод Владимирович Крестовский понимал это. В одном из ответов начинающим литераторам он писал: "Надо чтобы каждый автор, претендующий на внимание к себе читателя, имел что сказать ему свое, и сказал бы это "свое" искренно. В этом - главное, а остальное есть уже дело большего или меньшего таланта. Но ведь не все же Шекспиры и Гюго, не все же Пушкины и Толстые; читается и наш брат, скромный второстепенный и третьестепенный писатель, если он искренно и честно относится к своему делу"[1].

И если до революции бестселлер "Петербургские трущобы"  был несколько раз переиздан огромными тиражами, то  после 1917 года Всеволод Крестовский считался "апологетом консервативно-охранительного направления российской словесности". К тому же при жизни он не скрывал своей нелюбви к "либеральной интеллигенции" и "национально-освободительным движениям" Российской Империи. Поэтому переиздания произведений Крестовского, а также экранизация его самого известного романа "Петербургские трущобы" стали возможны лишь с конца 1980-х годов.

Использованы материалы:

1. Крестовский, Всеволод Владимирович //  funeral-spb. – URL:

http://funeral-spb.narod.ru/necropols/literat/tombs/krestovsky/krestovsky.html (обращение 18.01.22),

2. Селезнев Ф."Бандитский Петербург" Всеволода Крестовского// Родина. – URL: https://rg.ru/2019/02/13/rodina-zachem-krestovskij-vydaval-sebia-za-brodiagu.html (обращение 4.01.2023)