«Странник» — под таким именем вошел в русскую литературу поэт, оставшийся в истории Церкви как архиепископ Сан-Францисский и Западно-Американский Иоанн, в миру — князь Дмитрий Алексеевич Шаховской (23 августа 1902, Москва — 30 мая 1989, Санта-Барбара, Калифорния, США). Проповедник, писатель, поэт. Автор многочисленных религиозных трудов, часть которых издана в переводах, на английском, немецком, сербском, итальянском и японском языках.

          Представитель тульской ветви рода Шаховских Дмитрий Алексеевич учился в гимназии Карла Мая в Санкт-Петербурге, в школе Левицкой в Царском Селе, в 1915—1917 — в Императорском Александровском лицее.

          В период революции и гражданской войны Анатолий Краснов-Левин так описывает судьбу юного князя Шаховского:

«1917 год перевернул всё вверх дном. Князь едет к себе в деревню, в Тульскую губернию. И здесь всё вверх дном. Бунт, мятежи. Княгиню с сыном увозят в тюрьму, заложницей остаётся одиннадцатилетняя сестра княжна Зина. А у княгини с сыном с этого времени начинается бурный период в их биографии. Их сажали и освобождали, и опять сажали. Мальчику Димитрию в это время пришлось испытать столько, сколько ни одному из его предков после времени татарского ига. И отрок-князь проявляет в это время незаурядные способности: достаточно сказать, что в 17 лет [очевидно раньше, поскольку 17 лет Дмитрию Шаховскому исполнилось, когда он уже находился на Юге России] ему пришлось… хлопотать за родную мать, которая в это время была в Бутырках и, конечно, каждую минуту ожидала расстрела. И совершилось чудо: княгиню освободили» [2].

           В шестнадцать лет Дмитрий записывается добровольцем в белую армию генерала А. И. Деникина, в боях под Царицыным получил контузию. Окончив Севастопольскую морскую телеграфную школу, был зачислен на Черноморский флот.

           В 1920 году эмигрировал в Константинополь, затем во Францию. Учился в Школе политических наук в Париже, окончил историко-филологический факультет Лувенского университета (Бельгия; 1926). В 1925-1926 гг. издавал журнал «Благонамеренный», сотрудничал с русскими изданиями, публиковал стихи.

shakhovskoy.jpg            В 1926 был пострижен в монашество в Пантелеимоновом монастыре на Афоне. В 1926 году учился в Свято-Сергиевском богословском институте в Париже. С 1926 года — иеродиакон.

С 1927 жил в Сербии, находился в юрисдикции Русской православной церкви заграницей (РПЦЗ), тогда же был рукоположён в иеромонаха. В апреле-сентябре 1927 — помощник настоятеля храма при Крымском кадетском корпусе в Белой Церкви, в сентябре 1927—1930 — настоятель этого храма и законоучитель корпуса. Был строителем и первым настоятелем русского храма святого Иоанна Богослова в Белой Церкви, преподавателем в Пастырской школе, в 1928—1930, одновременно, директором Православно-миссионерского издательства в этом городе [3].

В 1930 году вновь переехал в Париж, где перешёл в юрисдикцию Константинопольской Церкви — Западноевропейский экзархат русских приходов, возглавляемый митрополитом Евлогием (Георгиевским). В 1931—1932 был разъездным священником во Франции, в 1931—1932 — первым настоятелем церкви Всемилостивого Спаса в Аньере.

1 апреля 1932 был назначен настоятелем Свято-Владимирской церкви в Берлине. С 18 мая 1935 — игумен. С  мая 1936 — благочинный приходов Экзархата митрополита Евлогия в Германии, с  мая 1937 — архимандрит. Издавал и редактировал журнал «За Церковь», основал одноимённое православное издательство. Деятельность «евлогианских» приходов в Германии вызывала негативное отношение со стороны нацистских властей, считавших их недостаточно лояльными и предпочитавших контактировать с РПЦЗ. Однако он отказался вновь менять юрисдикцию, хотя и был вынужден в 1942 войти в состав епархиального совета Германской епархии РПЦЗ как представитель приходов, оставшихся в ведении владыки Евлогия.

          24 июля 1944 года в Берлине он тайно отслужил службы о здравии тех, кто в опасности, и об упокоении душ уже убитых католиков, протестантов, православных, принимавших участие в заговоре 20 июля с целью убийства Гитлера, что с точки зрения Православной церкви являлось неканоничным (за инославных положена только частная, а не церковная молитва).

Вскоре после войны авиаконструктор Сикорский, друг и духовный сын отца Иоанна, присылает ему приглашение в США. Эта земля становится его последним пристанищем [1].

       Там  Иоанн был принят в юрисдикцию схизматической Северо-Американской митрополии (в 1970 признана Московским Патриархатом как автокефальная Православная Церковь в Америке). В 1946—1947 — настоятель храма в Лос-Анджелесе. С 11 мая 1947 — епископ Бруклинский, викарий митрополита Феофила (Пашковского), ректор Свято-Владимирской духовной семинарии. Скончался на покое в Санта-Барбаре. Был похоронен на сербском кладбище в пригороде Сан-Франциско [3].

         "Владыка оставил после себя удивительное духовное и литературное наследие, богословские, публицистические, художественные труды. Сама его земная судьба – своего рода невероятная книга…» [2].

          Как поэт он печатался с 1922 года. Под своим именем издал три книги стихотворений: «Стихи» (Париж, 1923); «Песни без слов» (Брюссель, 1924), «Предметы» (1926). На его следующей книге («Путь на Север» (Проза и стихи.- Берлин, 1938) было проставлено новое имя: «Архимандрит Иоанн». На сборнике «Странствия» (Нью-Йорк, 1960) - псевдоним «Странник». Все последующие книги поэта-архиепископа были подписаны именно этим псевдонимом.

                        Земля

Чуждый песням и добродетелям,
Я остался среди людей
Только странником и свидетелем
Удивительности твоей.
Я тебя только словом трогаю,
Ты, как небо, идешь ко мне
И ведешь своею дорогою
К удивительной тишине.
          (О России. - Калифорния ; Москва, 1991. – С. 53)

          Стихи Странника, чаще всего,  - это попытка художественного воссоздания тончайших переживаний верующего и любящего сердца. "Поэзия есть искание и нахождение высшей жизни, доступной человеку (...) высшее цветение человека в мире... Поэт милостью Божьей имеет власть превращать воду человеческих слов в вино, а это вино обращать в кровь Слова (Слова с большой буквы). Таково высшее назначение поэзии, ее смысл евхаристический. Поэзия есть возвращение человека к началу вещей…», - писал он [3].

        В нашей библиотеке можно найти 17 книг этого незаурядного человека, изданных преимущественно в США, семь из которых являются поэтическими сборниками.

-  Избрание тишины / Странник. - Калифорния : [б. и.], 1971. - 58, [2] с.

-  Странствия : лирический дневник. - Нью-Йорк : ИХФИС, 1960. - 66 с.

-  Книга лирики. - Париж : [б. и.], 1966. - 44 с.

 - Упразднение месяца : лирическая поэма / Странник. - Нью-Йорк : Издание "Нового журнала", 1968. - 138, [4] с. факс.

 - Нескучный сад : четвертая книга лирики / Странник [псевд.]. - Калифорния : [б. и.], 1970. - 55 с.

-  О России / Странник. - Калифорния ; Москва : За церковь, 1991. - 61 с.

- Созерцания : лирические записи / А. Иоанн. - Сан-Франциско: [б. и.], 1971. - 64, [4] с.

 странник странник странник

 

Сборник стихов «О России» был подготовлен автором в 1988 году как дар России к Тысячелетию принятия христианства, однако, из печати он вышел уже после смерти архиепископа.

Все сборники отличает аскетичность оформления, отличное качество бумаги и прекрасные стихи.

странник

Я грешен тем, что чуда не хотел
И уходил в поэзию от чуда.
Но только чудом я дышал и пел,
И чудо все стекалось отовсюду.
Сбегало чудо в мир со всех концов,
Со всех страниц, из всех тысячелетий.
Мне открывалось чистое лицо
Любви. И чудо завершалось этим.

 ( Избрание тишины.- Калифорния, 1971. – С. 46)

 

Использованы материалы:

1. Кравцов К. Странник ( текст для радиопередачи на станции "Благовещение"). - URL: : http://nattch.narod.ru/piligrim.html (дата обращения 4.08.22)

2.   Краснов-Левитин А.  Святитель, проповедник, писатель, поэт // «По морям, по волнам...". - URL:: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Shahovskoj/svjatitel-propovednik-pisatel-poet/ (дата обращения 14.09.21)

3. Шаховской Дмитрий Алексеевич (Архиепископ Иоанн; Странник). -

URL: https://russianemigrant.ru/book-author/shahovskoy-dmitriy-alekseevich-arhiepiskop-ioann-strannik (дата обращения 14.09.21)