"Кино – это жизнь, из которой вырезано всё скучное".
Альфред Хичкок
В 1895 году французы Луи и Огюст Люмьер получили патент на изобретённый ими аппарат «Синематограф». 22 марта того же года на конференции, посвящённой развитию французской фотопромышленности братья Люмьер представили публике первый фильм на большом экране «Выход рабочих с фабрики».
Но Днем рождения кино считают именно 28 декабря 1895 года, когда в парижском кафе на бульваре Капуцинок Люмьеры представили уже широкой публике первый в мире короткометражный фильм «Прибытие поезда на вокзал Ла Сьота». Это был первый фильм в истории кинематографа, который был показан публике за деньги.
Демонстрация «Прибытия поезда на вокзал Ла Сьота» вызвала настоящую панику у зрителей: они вскакивали с мест и убегали из зала, боясь, что приближающийся на экране поезд раздавит их.
В России премьера первого фильма состоялась 15 октября 1908 года. Это был фильм «Понизовая вольница» режиссера Владимира Ромашкова по мотивам народной песни о Стеньке Разине «Из-за острова на стрежень». Длился первый российский фильм всего семь минут [1].
«Картина была черно-белая, немая, короткометражная, костюмная, душещипательная. А дальше – пошло-поехало… В 1910-х годах Владимир Гардин («Дворянское гнездо»), Яков Протазанов («Пиковая дама», «Отец Сергий»), Евгений Бауэр («Сумерки женской души», «Преступная страсть») и другие тогдашние мастера режиссуры создали вполне конкурентоспособный жанровый кинематограф, где нашлось место и экранизациям русской классики, и мелодрамам с детективами, и военно-приключенческим боевикам.
Ко второй половине 1910-х годов в России зажглись настоящие суперзвезды серебристого экрана – Вера Холодная, Иван Мозжухин, Владимир Максимов…» [2]. Позднее на смену «серебряному веку» российского кино пришел советский киноавангард 1920-х. И уже в 1925 году художественный и музыкальный критик Павел Полуянов издает свой манифест-памфлет «Гибель театра и торжество кино» в дизайнерской обложке Николая Васильевича Ильина (1894-1954).
Обложка с фотомонтажом, цветные конструктивистские заставки (5 цветных литографий в красно- черных тонах) и сам текст манифеста полностью отражают эпоху революционного натиска - эпоху эксцентризма: эксцентричные лидеры, эксцентричные лозунги, эксцентричное искусство.
Полуянов, Павел
Гибель театра и торжество кино : (памфлет). - [Нижний Новгород : издание автора], 1925. - 48 с., [5] л. ил.
«Эта книжка говорит о том, что скорая гибель театра неизбежна» - вот основной тезис автора, который он развивает на протяжении 48 страниц. Страстно, напористо, увлеченно. «Да, здравствует великий Кин-О…» - заключает П. Полуянов.
Использованная литература:
1. Календарь событий.- URL: https://www.calend.ru/holidays/0/0/2353/ (дата обращения 23.09.21)
2. Кино-Театр.РУ.- URL: https://www.kino-teatr.ru/kino/art/kino/175/ https://www.calend.ru/holidays/0/0/2353/ (дата обращения 23.09.21)