«Наука страсти нежной, которую воспел Назон…»
Накануне дня рождения А.С. Пушкина невольно на ум приходят те или иные строки нашего гениального поэта.
 Всего, что знал еще Евгений,
Всего, что знал еще Евгений, 
 Пересказать мне недосуг; 
 Но в чем он истинный был гений, 
 Что знал он тверже всех наук 
 Что было для него измлада 
 И труд, и мука, и отрада, 
 Что занимало целый день 
 Его тоскующую лень, - 
 Была наука страсти нежной, 
 Которую воспел Назон, 
 За что страдальцем кончил он 
 Свой век блестящий и мятежный 
 В Молдавии, в глуши степей, 
 Вдали Италии своей.
(А.С. Пушкин. Евгений Онегин. Глава 1. VIII)
В фонде Центра редкой книги хранится замечательное издание книги Публия Овидия Назона «Искусство любви», которую А.С. Пушкин упоминает в VIII строфе первой главы "Евгения Онегина".
 Публий Овидий Назон  (43 г. до н.э —18 г. н. э.) - римский поэт, произведения которого отличаются виртуозной легкостью и гибкостью стиха. Овидию чужда социальная и философская проблематика, в его творчестве решительно преобладают эротические темы. В ранних поэмах «Искусство любви» и «Средства от любви» поэт дает наставления в области любовных отношений. Переход к большим произведениям в духе эллинистической «ученой» поэзии отмечен созданием поэмы «Метаморфозы», которая задумана как эпос и содержит около 250 мифологических и фольклорных сказаний о превращениях людей в животных, растения, созвездия и даже в камни. В конце 8 г. н. э. Овидий был сослан императором Августом в город Томы (ныне порт Констанца в Румынии), где и умер. В последний период жизни написаны «Скорбные элегии» и «Понтийские послания».  А.С. Пушкин в годы южной ссылки чувствовал родство своей судьбы с участью древнеримского поэта-изгнанника, что и отразил в стихотворениях «В стране, где Юлией венчанный», «К Овидию», поэме «Цыганы»
Публий Овидий Назон  (43 г. до н.э —18 г. н. э.) - римский поэт, произведения которого отличаются виртуозной легкостью и гибкостью стиха. Овидию чужда социальная и философская проблематика, в его творчестве решительно преобладают эротические темы. В ранних поэмах «Искусство любви» и «Средства от любви» поэт дает наставления в области любовных отношений. Переход к большим произведениям в духе эллинистической «ученой» поэзии отмечен созданием поэмы «Метаморфозы», которая задумана как эпос и содержит около 250 мифологических и фольклорных сказаний о превращениях людей в животных, растения, созвездия и даже в камни. В конце 8 г. н. э. Овидий был сослан императором Августом в город Томы (ныне порт Констанца в Румынии), где и умер. В последний период жизни написаны «Скорбные элегии» и «Понтийские послания».  А.С. Пушкин в годы южной ссылки чувствовал родство своей судьбы с участью древнеримского поэта-изгнанника, что и отразил в стихотворениях «В стране, где Юлией венчанный», «К Овидию», поэме «Цыганы»
Заметим, что «Искусство любви» Овидия, действительно можно рассматривать как руководство. В самом начале книги автор четко рисует план своего сочинения:
«Тот, кто хочет стать
под боевые знамена Амура,
должен сначала выбрать
предмет своей любви;
потом его задача – добиться
расположения избранной им девушки;
и, наконец, он должен сделать отношения
с ней продолжительными.
Таков мой план, такова цель,
которую я хочу достигнуть, таков путь,
по которому я пойду к этой цели.
И поведу за собою тех, кто хочет
овладеть искусством любви»

Итак, читателю, желающему изучить «Искусство любви» Центр редкой книги предлагает великолепное богато иллюстрированное подарочное издание, выпущенное Российской государственной библиотекой в рамках проекта «Классика мировой литературы: Слово и Образ». Текст Овидия на каждой странице сопровождают качественные репродукции картин известных мастеров, в основном на сюжеты греческой и римской мифологии.

Экземпляр книги, хранящийся теперь в Центре редкой книги Псковской областной библиотеки замечателен еще и тем, что он один из трехсот выпущенных в кожаной обложке и таком же футляре.