Мстислав Валерианович Добужинский (1875-1957) – русский художник, мастер городского пейзажа, участник творческого объединения «Мир искусства», художественный критик и мемуарист. Он известен своими работами в области графики, живописи, сценографии и книжной иллюстрации. Родился в Новгороде 14 августа 1875 г. в семье офицера. Матерью была Елизавета Тимофеевна - оперная певица. Родители разъехались, когда мальчику было два года, и он рос в семье отца, Валериана Петровича Добужинского. Отец боготворил свою бывшую жену всю жизнь и старался, чтобы мальчик не забывал мать и наведывался к ней в Тамбовское имение.
К 15 годам мальчик успел пожить и в Великом Новгороде, Санкт-Петербурге, в Кишиневе и в Вильно (Вильнюсе) – по местам службы отца.
Осенью 1884 года девятилетний Мстислав был принят в младший класс Рисовальной школы Общества Поощрения Художеств (без экзаменов, по представленным рисункам) в Санкт-Петербурге. В 1885 году по настоянию отца поступил в университет на юридический факультет, но параллельно учился в частных художественных школах.
В те же годы в журналах «Стрекоза» и «Шут» появились первые рисунки юноши.
Позднее он работал для журналов «Золотое руно», «Мир искусства», «Жупел», «Аполлон», «Сатирикон» и других.
В 1899 году Добужинский обвенчался с дочерью управляющего банком и предводителя еврейской общины Ростовой Елизаветой Волькенштейн. С ней Мстислав Валерианович прожил в ладу и согласии всю жизнь до самой своей смерти.
Окончив университет и чувствуя необходимость в продолжении художественного образования, Добужинский в 1899 году уехал в Мюнхен и обучался в школах Шимона Холлоши и Антона Ашбе. Через пару лет семья Добужинских возвращается в Санкт-Петербург. Здесь в 1901 году родится дочь Верочка (которой будет суждено прожить лишь 18 месяцев), а следом сыновья Ростислав (1903) и Всеволод (1905).
Мстислав Валерианович учился гравюре у Василия Матэ, занимался в классе баталиста Павла Ковалевского, вновь пытался поступить в Академию художеств, но не прошел по конкурсу. Чтобы зарабатывать на жизнь, yf на некоторое время Добужинскому пришлось поступить на службу в министерство путей сообщения. С 1902 года Мстислав Валерианович уже был активным участником художественного объединения "Мир искусства", которое сплотило таких больших мастеров, как Александр Бенуа, Константин Сомов, Леон Бакст, Иван Билибин и других ярких личностей. В этот период он много и самозабвенно работал в основном в области прикладной графики. Добужинский серьезно изучал шрифты, в том числе старопетербургские, и делал различные надписи для «Мира искусства».
Ежегодник Императорских театров. Вып. 7 / [ред. Н. В. Дризен ; обл. Л. С. Бакста ; заглав. буквы М. В. Добужинского ; цинкограф. работы по фот. К. А. Фишера исполн. Н. И. Бутковской, G. Buxenstein]. - [Санкт-Петербург : Типография Императорских СПб. театров], 1910. - 167, [1] с., 15 л. ил.
С 1906 года он начал делать обложки для различных издательств. Создав несколько десятков обложек, художник ни разу не повторился.
Немирович-Данченко, Владимир Иванович.
"Горе от ума" в постановке Московского художественного театра / Вл. Ив. Немирович-Данченко ; [обл., виньетки и пр. М. В. Добужинского, С. В. Чехонина, И. Я. Гремиславского, А. А. Петрова ; под лит. и худож. ред., наблюдением Александра Бродского]. - Москва ; Петербург : Госиздат, 1923. - 265, [3] с., [3] л. ил. : ил. - Доп. тит. л. на фр. яз.
В 1905-1906 годах Мстислав Валерианович начал делать иллюстрации книг, в том числе и детских, создав немало шедевров в этой области.
Пушкин, Александр Сергеевич (1799-1837).
Евгений Онегин : роман в стихах / А. С. Пушкин ; [рисунки художника М. В. Добужинского]. - Москва : Гослитиздат, 1944 (Москва : 1-я образцовая типография). - 267, [2] с., [8] л. ил.
Пушкин, Александр Сергеевич.
Станционный смотритель / А. С. Пушкин ; рис. М. Добужинского. - Москва ; Ленинград : Издательство Детской литературы ЦК ВЛКСМ, 1936. - 28, [2] с. : ил. - (Пушкинская библиотека).
Карамзин, Николай Михайлович.
Бедная Лиза : [повесть] / Н. М. Карамзин ; рис. М. Добужинского. - Петербург : Аквилон, 1921. - 48 с. : ил. ; 15 см. - Экз. деф.: утрачена обл. - На шмуцтит. марка изд-ва "Аквилон" работы М. Добужинского. - Экз. нумерованный. - На обороте шмуцтит.: Экземпляр № "498".
Стрелец : сб. третий и послед. / под. ред. А. Беленсона ; рис. Н. Альтмана, Ю. Анненкова, Л. Бруни, М. Добужинского, Н. Кульбина, В. Лебедева, И. Пуни, М. Шагала. - СПб. : Стрелец, 1922 (СПб. : Первая гос. тип.). - 175 с., 14 л. ил. : ил. : рис.
Добужинский был и выдающимся сценографом. Он оформил десятки спектаклей в театрах Москвы и Санкт-Петербурга, сотрудничал с Московским художественным театром, антрепризой Сергея Дягилева, ленинградским Большим драматическим театром, каунасским Литовским государственным театром, «Метрополитен-опера» (Нью-Йорк) и многими другими театрами; работал также как художник кино. Его декорации и костюмы явились промежуточным звеном между модерном и авангардом.
После Февральской революции М.В. Добужинский вошел в состав комиссии по делам искусств при Петросовете, был секретарем Особого совещания по делам искусств. В первые годы советской власти он входил в комиссию по охране памятников (1917-1919), участвовал в оформлении Петрограда к революционным праздникам, сотрудничал с Большим драматическим театром в Петрограде в качестве художника-оформителя («Дантон», «Разбойники», Король Лир»). В 1922-1923 гг. художник преподавал в Высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС), открытых на базе упраздненной Академии художеств.
В ноябре 1918 Добужинский по заданию Отдела изобразительных искусств при Комиссариате северо-западных областей прибыл в Витебск организовывать Народное художественное училище. В конце декабря 1918 Мстислав Добужинский официально вступил в должность директора училища, а уже в начале февраля 1919 г. вернулся в Петроград, где всё это время оставалась его семья. Официально он числился заведующим училища до 15 марта. После него эту должность занял Марк Шагал.
По отзывам учеников, педагогом Добужинский был блестящим.
В 1920 году Добужинский участвовал в создании колонии художников и литераторов в Холомках, в имении князя А. Г. Гагарина Порховского уезда Псковской губернии. Там появились «Зимний пейзаж в Холомках», «Холомки осенью», «Чайная», «Домик», «Ряды» и многое другое, в том числе портреты и зарисовки, на которых можно увидеть известных обитателей Холомков.
Летом 1921 года художник вновь посетил Порхов и написал акварели «Порхов. Река» и «Порхов. Крепость», портреты Г. С. Верейского, С. А. Гагариной (бывшей хозяйки Холомков), групповой портрет В. А. Милашевского, Б. Е. Поповой, Гагариной.
В декабре того же года посетил Псков. Результатом стали рисунки и литографии, в том числе с изображением рыбного рынка.
В 1922 году Добужинский еще раз побывал в Пскове. Тогда появились акварели с видами различных уголков города. К тому же году относится акварель с изображением станции Дно.
Слава Добужинского-графика в 1920-е годы была так велика, что у него возникло множество последователей. «Все мы вышли из Добужинского», - говорил один из них.
Русский музей имп. Александра III. Петроград.
Художественный отдел : каталог / [обл. Е. Е. Лансере ; тит. л. М. В. Добужинского ; вид музея О. А. Шарлеманя] . - Петроград : издание Русского музея Имп. Александра III, 1915 (Петроград : Типография "Сириус"). - 143, [1] с., [1] л. портр. : ил.
Лавров, Петр Лаврович.
Этюды о западной литературе / П. Л. Лавров ; под ред. А. А. Гизетти и П. Витязева ; [вступ. ст. А. Гизетти ; обл. работы худож. В. Н. Левитского, изд. марка по рис. худож. М. В. Добужинского]. - Петроград : Колос, 1923. - XXXI, [1], 218 с. - На шмуцтит. марка изд-ва "Колос".
Вагнер, Рихард.
Моя жизнь : мемуары. Т. 3 / [марка книгоиздательства и орнаментация кн. М. В. Добужинского]. - [С.-Петербург] : Грядущий день, 1912. - VII, [1], 301 с.
В 1923 году Комитет популяризации художественных изданий выпустил набор рисунков «Петербург в двадцать первом году. Рисовал на камне М. Добужинский» в двухцветной издательской папке — последнее издание художника в России.
В 1923 г. М.В. Добужинский принял литовское гражданство, а в следующем году переехал в эту страну, где с 1929 г. был ведущим художником Литовского государственного театра (1929-1938), затем преподавал в Каунасской художественной школе (1932-1933). В 1925-1938 гг. он часто посещал Европу. В Париже художник сотрудничал с художественной школой Н.В. Глобы и частной художественной академией Т.Л. Толстой-Сухотиной, оформлял спектакли для европейских театров.
В 1939 г. М.В. Добужинский по приглашению М.А. Чехова отправился в Америку, где поселился в Нью-Йорке и сотрудничал с Метрополитен-опера, Сити-центром, «Русским балетом Монте-Карло в Нью-Йорке».
Особенно тяжело Добужинский переживал блокаду Ленинграда. В 1943 году он выполнил ряд акварелей, в которых в своеобразной форме, соединяющей абстрактные и изобразительные элементы, создал образ трагического и непобежденного города.
В Америке Мстислав Валерианович ценился, в основном, в качестве знатока русской жизни, он оформлял русские спектакли, составлял библиографию русского изобразительного искусства для Библиотеки Конгресса в Вашингтоне.
После окончания войны Добужинский с радостью покинул Америку и с 1947 года жил, в основном, в Европе. Ему заказывали декорации и костюмы известнейшие театры.
В 1947 г. он сочинил либретто и подготовил эскизы декораций на музыку Симфонии №7 Д.Д. Шостаковича. В 1950-х гг. М.В. Добужинский выполнил серию рисунков «Terra incognita».
В 1957 году 20 ноября Добужинский скончался в доме своего младшего сына в Нью-Йорке в возрасте 82 года. Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа в Париже.
Мстислав Валерианович много путешествовал по городам России и Западной Европы. Жил в Петербурге, в 1918–1919 в Витебске, в 1924–1926 и 1929–1938 в Каунасе, в 1926–1929 в Париже, в 1938–1939 в Лондоне, с 1939 преимущественно в Нью-Йорке, но нигде и никогда никто не слышал от него ни одного плохого слова о России и Советском Союзе. Мстислав Валерианович постоянно поддерживал переписку с русскими друзьями, мечтал о поездке в Союз, подготовил замечательную книгу "Воспоминания" (была опубликована в Нью-Йорке в 1976 году, в 1987 г. - в Москве), где великолепным языком описал свою жизнь в России, неповторимую атмосферу Серебряного века, дружбу с великими поэтами и писателями того времени (Вячеславом Ивановым, Блоком, Сологубом, Кузминым и Ремизовым), с непревзойденным пианистом и дирижером Рахманиновым, с коллегами-художниками Кустодиевым, Чюрленисом, Бакстом.
Использованы материалы:
М. В. Добужинский// Электронно-библиотечная система СПбУТУиЭ. – URL:
https://libume.ru/ru/pages/knizhnyi_klub/izmal_sloboda/liudi_izmailovskoi_slobody/Dobujinskii/ (обращение 22.07.25)
и других открытых источников.