глазуновГлазунов создал мир счастья, веселья, покоя, полета,

упоения, задумчивости и многого, многого другого,

всегда счастливого, всегда ясного и глубокого,

всегда необыкновенно благородного, крылатого...
А. Луначарский

Александр Константинович Глазунов – российский и советский композитор, дирижер, профессор Санкт-Петербургской консерватории (впоследствии – директор), Народный артист РСФСР, соратник композиторов «Могучей кучки», педагог – родился 10 августа 1885 года в семье известной книгоиздательской династии Глазуновых.

Образование получил во Втором петербургском училище, по окончании которого некоторое время был вольнослушателем в Петербургском университете, где играл в студенческом симфоническом оркестре, в регулярных концертах, называемых «Музыкальными упражнениями студентов императорского университета в Петербурге». На университетских концертах неоднократно исполнялись произведения самого Глазунова.

Одарённый хорошим слухом и музыкальной памятью, Александр начал учиться игре на фортепиано с девяти лет, сочинять — с одиннадцати. В 1879 году он познакомился с Милием Балакиревым, который отметил незаурядный талант юноши и рекомендовал его Римскому-Корсакову, у которого Глазунов начал частным образом изучать курс гармонии, форм и инструментовки, теории музыки и композиции. За полтора года Александр прошёл весь курс, рассчитанный на 5-7 лет учёбы в консерватории. Уже в 1882 году, в 16 лет, Глазунов написал свою Первую симфонию, которая 17 марта с успехом была исполнена в Бесплатной музыкальной школе под управлением Балакирева, а вскоре появился его первый струнный квартет.

На репетиции Первой симфонии юный музыкант познакомился с искренним ценителем музыки, крупным лесопромышленником и меценатом М. Беляевым, ставившим своей целью поддержку молодых русских композиторов. Для ознакомления с творчеством Александра Константиновича, Беляев 27 марта 1884 года устроил закрытый концерт из произведений Глазунова, в котором дирижировали Римский-Корсаков и Дютш. Молодой музыкант стал завсегдатаем беляевских пятниц.

Эти еженедельные музыкальные вечера привлекали в 80-90-х гг. лучшие силы русской музыки. Вместе с Беляевым Глазунов совершил длительную заграничную поездку, познакомившись с культурными центрами Германии, Швейцарии, Франции, записывя народные напевы в Испании и Марокко (1884). Во время этого путешествия Александр Константинович посетил в Веймаре  Ф. Листа. Там же с успехом прозвучала Первая симфония русского автора. Это выступление, а также авторское выступление в русских концертах на Парижской всемирной выставке (1889) способствовали известности Глазунова за рубежом. В 80-х годах композитором были написаны две симфонии, ряд симфонических поэм и другие сочинения для оркестра, три струнных квартета, пьесы для разных инструментов, романсы.

Долгие годы Глазунов был связан с любимыми детищами Беляева — музыкальным издательством и Русскими симфоническими концертами.

Русскими симфоническими концертами. После смерти Беляева (1904) Глазунов вместе с Римским-Корсаковым и А. Лядовым вошел в состав Попечительского совета для поощрения русских композиторов и музыкантов, созданного по завещанию и на средства Беляева.

Благодаря феноменальной памяти Глазунова, была дописана опера Бородина «Князь Игорь», уже звучавшая в исполнении автора, но не записанная из-за его внезапной смерти, была восстановлена по памяти и оркестрована 2 часть Третьей симфонии.

В 1899 г. Глазунов становится профессором, а в декабре 1905 г. — руководителем старейшей в России Петербургской консерватории.

Дальнейшие годы его жизни становятся заполненными большой педагогической и организационной работой в консерватории, дирижёрскими выступлениями в России и за границей, разносторонней музыкально-общественной деятельностью.

Несмотря на периоды творческих кризисов, на растущее число музыкально-общественных и педагогических дел, в эти годы Глазунов создал множество масштабных симфонических сочинений (поэмы, увертюры, фантазии), сюита «Из средних веков».

Тогда же появляется большинство струнных квартетов (5 из семи) и другие ансамблевые произведения, инструментальные концерты, хоры, кантаты. Однако главные достижения композитора связаны с симфонической музыкой: его 8 симфоний образуют грандиозный цикл. Развернутыми симфоническими картинами можно назвать и балеты Глазунова.

В годы революции и гражданской войны особенно широко развернулась педагогическая и общественно-музыкальная работа Глазунова.

Эта работа получила всеобщее признание: в 1921 г. Александр Константинович был удостоен звания народного артиста.

Тем не менее, против Глазунова в консерватории были настроены некоторые группы профессоров и студентов. В 1928 году Глазунов был приглашён на композиторский конкурс в Вену, по окончании которого принял решение не возвращаться в СССР. До 1930 года Александр Константинович формально продолжал числиться ректором Ленинградской консерватории.

Последние годы (1928-36) стареющий композитор провел за границей. Болезни преследовали его, гастрольные поездки утомляли. Глазунов неизменно возвращался мыслями к Родине, к соратникам, к консерваторским делам. Он писал коллегам и друзьям: «Мне вас всех недостает». Умер Глазунов в Париже. В 1972 г. его прах перевезли в Ленинград и захоронили в Александро-Невской лавре.

В фонде нашей библиотеки хранятся издания произведений А. Глазунова с начала ХХ века (в т.ч. М.П. Беляева), а также сборник писем, статей, воспоминаний композитора о Римском-Корсакове, Чайковском, Беляеве и др.. «По письмам Глазунова трудно составить представление о его семье и родных, о его быте и привычках. Он мало писал об этом. Подлинной жизнью для Глазунова была музыка», - отмечает во вступительной статье к сборнику М. А. Ганина.

img 20250722 175758img 20250722 175848img 20250722 175900

Использованные источники:

1.      Александр Константинович Глазунов//belcanto.- URL:  https://www.belcanto.ru/glazunov.html (обращение 22.07.25).