Ги де Мопассан (полное имя – Анри-Рене-Альбер-Ги де Мопассан) был одним из самых плодовитых французских писателей 1880-х гг.
За десять лет творческой жизни он написал шесть романов и более трехсот новелл. Книги Мопассана расходились огромными тиражами – четыреста тысяч экземпляров, а при его жизни вышло не менее двадцати сборников короткой прозы. В отдельные годы писатель публиковал более шести десятков новых рассказов.
Ги де Мопассан появился на свет 5 августа 1850 года в замке Миромениль в Нормандии в семье потомка обедневшего дворянского рода. Когда мальчику было 11 лет, его родители развелись, и он с младшим братом стали жить вместе с матерью.
Через два года мать отправила сына учиться в духовной семинарии. Суровая атмосфера и строгая дисциплина пришлась мальчику не по вкусу, и он сделал все, чтобы добиться исключения. Окончив руанский лицей в 1869 году, он отправился в Париж, чтобы приступить к изучению права. Разразившаяся война нарушила все планы: Ги был мобилизован в армию с первых же дней франко-прусской войны и рядовым солдатом испытал ее бессмысленность и жестокость, глубоко пережив горечь поражения и оккупации родины чужеземными войсками.
Разорение, постигшее семью, заставило Мопассана поступить чиновником в Морское министерство. Больше шести лет Мопассан, под руководством Флобера, который был в детстве близким другом его матери Лауры и ее рано умершего брата Альфреда, сочинял, переписывал и рвал написанное. В печати он решился выступить, только когда Гюстав Флобер признал его произведения достаточно зрелыми и стилистически целостными.
Первый рассказ Мопассана вышел в свет в 1880 году в сборнике нескольких авторов «Меданские вечера». Начинающий писатель поразил всех своей «Пышкой», проявив тонкую иронию и большое искусство сжатого повествования. «Пышка» была признана лучшим произведением сборника.
В том же году Мопассан выпустил сборник поэзии («Стихотворения», 1880). Помещённый там же драматургический опыт в стихах («Histoire du vieux temps») позволил Мопассану перейти в газету «Голуа».
Флобер не только учил юношу писать, но и знакомил его с известными в то время людьми: Тургеневым, Золя, Тэном и другими. Особенно сблизились Тургенев с Мопассаном после кончины Флобера, происшедшей в 1880 году.
Мопассан даже называл Тургенева своим учителем. В свою очередь, Иван Сергеевич высоко ценил творчество французского коллеги и познакомил с ним свое отечество.
25 февраля (9 марта) 1881 года Тургенев, рекомендуя М. М. Стасюлевичу для публикации произведения французского писателя, утверждал, что "изо всей молодой школы романистов во Франции самый талантливый г. де Мопассан" (Письма, т. XIII, кн. 1, с. 66). Известны шесть писем Тургенева к Мопассану (1880--1881 гг.) и пять писем Мопассана к Тургеневу (1877--1883 гг.). В переписке Тургенева с Мопассаном отражены их обоюдный интерес к творчеству друг друга, хлопоты Тургенева о помещении переводов произведений Мопассана в русской периодической печати. Мопассану также принадлежат четыре статьи о Тургеневе: "L'Inventeur du Nigilisme" ("Изобретатель слова нигилизм", 1880), "Фантастическое", "Случай из жизни Тургенева", который является фрагментом новеллы "Страх", и некролог (1883).
Сборник Мопассана "La maison Tellier" ("Заведение Телье") вышел из печати с посвящением И. С. Тургеневу.
Второй творческий период Ги де Мопассана относится к 1880-1886 годам и знаменует собой время зрелого творчества Мопассана.
Литературный успех Мопассана возрастал от одной книги к другой. В 1882 году он издал сборник новелл «Мадмуазель Фифи»; в 1883 году - сборник «Рассказы вальдшнепа» и роман «Жизнь», высоко оцененный И. С. Тургеневым и Львом Толстым, выдвинувший Мопассана в первый ряд современных французских писателей. В 1884 году выходят сборники «Лунный свет», «Сестры Рондоли», «Мисс Гарриет» и книга «Под солнцем». В 1885 году изданы сборники «Иветта», «Сказки дня и ночи» и «Туан», а одновременно с ними - роман «Милый друг», принесший Мопассану мировую известность. С этого времени произведения автору стали активно переводиться на другие языки.
Чтобы устранить тяготевшую над ним опасность наследственного недуга, связанного с психическим здоровьем, он усиленно работал и над своим физическим развитием, активно занимался спортом. Однако, во второй половине 80-х годов, на почве постоянного и все возрастающего переутомления, здоровье писателя резко ухудшилось: он страдал постоянными головными болями и прогрессирующей болезнью глаз.
С каждым годом Мопассан проводил все больше времени в разъездах.
С 1884 года писателя начали преследовать нервные припадки, навязчивые идеи и галлюцинации. Потребность отдыхать от парижского шума, от всех связей, находиться в полном одиночестве побудила его купить зимой 1885 - 1886 года небольшую яхту, которой он дал имя «Милого друга». На этой яхте писатель совершил немало поездок по Средиземному морю, а в январе 1888 года приобрел другую, более вместительную яхту, которой было дано то же имя.
Произведения Мопассана имели большой успех; его заработок достигал 60 тыс. франков в год. При этом, Мопассан считал своим долгом финансово поддерживать мать и семью брата (закончившего жизнь в лечебнице для душевнобольных в ноябре 1889 года).
Помимо творчества писателя увлекали любовные интриги, которыми, по мнению современников, он гордился даже больше, чем своими книгами. Мопассан заводил многочисленные романы, а затем переводил их на страницы своих произведений. Как следствие – неизлечимая в то время болезнь – сифилис.
Третьим творческим периодом писателя можно назвать – 1887-1890-е годы, когда социальный роман уступает место психологическому («Пьер и Жан», 1887; «Сильна как смерть», 1889; «Наше сердце», 1890).
В декабре 1891 года нервные припадки довели Мопассана до покушения на самоубийство. В лечебнице для душевнобольных близ Пасси писатель то приходил в сознание, то терял его. Ги де Мопассан скончался 6 июля 1893 года от прогрессивного паралича мозга, не дожив всего месяца до своего 43-летия.
В русской печати о «Пышке» Мопассана впервые упоминается в «Отечественных записках», где парижский корреспондент называет ее автора «одним из самых талантливых учеников Флобера» (Отечественные записки. – 1880.- № 6.- С. 157). Первый русский перевод «Пышки» появился в журнале «Дело», № 11, за 1881 год. Повествования Мопассана, сосредоточенные на динамике общества и человеческих отношениях, быстро нашли отклик в русском контексте. И, как бы не менялись литературные направления, философские течения и политические режимы, Мопассан неизменно привлекает внимание русских читателей и критиков. Переводы рассказов автора в России всегда отличались тщательным вниманием к языковым нюансам и культурному контексту. Неслучайно «Избранные новеллы» Ги де Мопассана издаются во время Великой Отечественной войны в Москве, а «Новеллы о франко-прусской войне» даже в осажденном Ленинграде, ведь автор в своих рассказах о франко-прусской войне уделялл особое внимание не только военным событиям, но и психологическим последствиям войны для людей, их моральному выбору и поведению в экстремальных условиях.
Выставку уникальных изданий Мопассана, хранящихся в фондах библиотеки можно увидеть в каб. 305.
Выставка будет работать до конца августа.
Использованная литература:
1. Ги де Мопассан// Литресс. – URL: https://www.litres.ru/author/gi-de-mopassan/about/
(обращение 19.07.25),
2. Биография Мопассана// Ги де Мопассан. Полное собрание сочинений в 12 тт. Том 1. Библиотека "Огонек", Изд. "Правда", М.: 1958. – URL: https://mopassan.krossw.ru/html/bio.html (обращение 19.07.25).