26 июля в России отмечается праздник профессионалов и любителей парашютного спорта — День парашютиста.

Именно 26 июля 1930 года группа советских лётчиков и механиков 11-й авиационной бригады Московского военного округа под руководством Л. Г. Минова впервые совершила под Воронежем серию парашютных прыжков из самолётов.

Само слово «парашют» (parachute) состоит из греческого «против» (para) и французского «падение» (chute), то есть «против падения».

Впервые идея его создания пришла к Леонардо да Винчи, а первый полет с парашютом был совершен только 22 октября 1797 г. над парком Монсо в Париже. Француз Андре-Жак Гарнерен (1769 - 1823) прыгнул с воздушного шара, находящегося на высоте около 800 м. В 1802 году в Англии он совершил рекордный прыжок с высоты 2440 м.  Парашют из белого шелка в форме зонтика имел диаметр около 7 м.

Племянница Андре-Жака Елизавета Гарнерен совершила около 40 парашютных прыжков, и стала первой в мире парашютисткой.

Идея компактного ранцевого парашюта принадлежит, однако, нашему соотечественнику - Глебу Евге́ньевичу Коте́льникову (1872 — 1944). Котельников смог запатентовать свое изобретение только во Франции 20 марта 1912 года, в России оно никого не заинтересовало.

И первое серийное производство РК-1(Русский - Котельниковский) началось тоже во Франции в 1913 году. Серьезный спрос на парашюты появился только после начала Первой мировой войны.

В 1923 году Котельников создал новую модель ранцевого парашюта «РК-2», а позднее «РК-3» с мягким ранцем, который 4 июля 1924 года был запатентован. Эта модель стала первым в мире парашютом с мягким ранцем — подобные модели используются и по сей день.

В том же 1924 году Глеб Евгеньевич изготовил грузовой парашют «РК-4» с куполом диаметром 12 метров. На этом парашюте можно было опускать груз массой до 300 килограммов. В 1926 году Котельников передал все свои изобретения Советскому правительству.

В конце 1929 года парашюты стали обязательными для авиации и воздухоплавания.

В нашем фонде сохранилось уникальное издание Г.Е. Котельникова 1943 года. «Посвящаю молодежи моей страны», - отмечает автор. Эта замечательная книга со множеством рисунков М. Гетманского целиком посвящена истории создания парашютов, и, соответственно – аэропланов и самолетов. Удивительно, за какой малый исторический срок люди научились летать!

 img 20250710 122858img 20250710 122921img 20250710 122937img 20250710 122948

Котельников, Глеб Евгеньевич (1872-1944).
   Парашют / предисл. Г. Громова; рис. М. Гетманского; обложка Н. Фидлера. - 3-е изд., испр. и доп. - Москва ; Ленинград : Детгиз, 1943. - 125, [3] с. : ил. - (Военная библиотека школьника).

«Пытливость первого изобретателя русского парашюта, его забота о безопасности труда авиаторов родной страны, его энергия и настойчивость в борьбе за отечественный парашют учат молодежь, как надо добиваться поставленной цели», - пишет в предисловии генерал-майор Г. Громов.

Использованная литература:

Глеб Котельников: создатель «небесного купола»// Ростех. – URL: https://rostec.ru/media/news/gleb-kotelnikov-sozdatel-nebesnogo-kupola/#start (обращение 10.07.25)