Во все времена семья была и остаётся основой общества, источником любви, преданности и уверенности в завтрашнем дне, одной из самых дорогих человеческих ценностей. 8 июля у нас отмечается День семьи, любви и верности. И хотя, само понятие «семья» трансформируется вместе с  социокультурным изменением общества, основы этого сложного объединения людей мало изменились со времен Ивана Грозного. Именно в это время духовный наставник царя – Сильвестр, священник придворного Благовещенского собора Кремля, соединил вместе сочинения нескольких людей (предположительно, трех) и создал Домострой – единый свод правил жизни для семьи. Домострой постоянно переписывался и одновременно подвергался новым редакциям. Редакторы выбирали из текста Сильвестра  все то, что согласовалось с их мировоззрением и нуждами конкретного момента, изменяли или совсем исключали из текста целые главы. Старейшими списками считаются Коншинский и список Сильвестровского извода Общества Истории и Древностей Российских. С их содержанием, а также образцами других текстов домостроев можно познакомиться в нашем отделе. Прекрасно сохранились работы Александра Сергеевича Орлова (доктора филологических наук; 1871-1947) 1910 г. :

img 20250701 093651img 20250630 134945img 20250630 134951

Домострой по Коншинскому списку и подобным. Кн. 2 / [к изд. приготовил] А. Орлов. – Москва : Имп. О-во истории и древностей рос. при Моск. ун-те, 1910. - [4], 139 с. – На тит. л., обл., с. III штемпель: "Библиотека имп. С.-Петерб. университета".

А также

img 20250630 135019   Домострой Сильвестровского извода : текст памятника с примеч., материалы для сравн. изуч. (образцы Домостроев: Ксенофонта и 3 зап.-европ.), объясн. ст. и словарь. - 3-е изд., испр. - С.-Петербург : издание И. Глазунова, 1911. - VII, [2], 141, [2] с., 2 л. ил., факс. ; 20 см. - (Русская классная библиотека, издаваемая под редакциею А. Н. Чудинова. Пособие при изучении русской литературы ; вып. 2). - На тит. л. штемпель: "Библиотека Союза рабочих обувной промышленности".

Сегодня Домострой рассматривается уже не как кодекс морали и поведения православного жителя Руси, но,  в основном, как литературное произведение середины XVI в., содержащее детальную регламентацию различных сторон жизни христианина, начиная с изложения основ Символа веры, обрядов и установлений русской церкви, обязанностей верующего по отношению к ней, к царю, к власти вообще, к своим ближним, вплоть до наставлений по ведению домашнего хозяйства, управлению домом, воспитанию детей, взаимоотношениям между супругами.

Домострой разделен на главы, каждая из которых посвящена определенной теме.

Являясь важным источником по истории русской литературы, права, языка и быта XV-XVI веков, эта книга содержит духовные ориентиры, важные для любого семьянина.

«Вручаю вам, по-христиански живущим, на память это писание, на вразумление вам и детям вашим. Если ж писания моего не примете, наставлению не последуете, не станете жить по нему и поступать не будете так, как здесь сказано, дадите ответ за себя сами в день Страшного суда, а я преступлениям и грехам не причастен вашим, не моя то вина: благословлял я вас на благочинную жизнь, и размышлял, и молил, и поучал, и писал вам. Если же примете простое мое поучение и ничтожное наставление со всей чистотою душевной и прочтете, прося, насколько возможно, у Бога помощи и разума, и коли Бог вразумит, претворите их все в дело,– будет на вас милость Божия и Пречистой Богородицы, и великих чудотворцев, и наше благословение отныне и до окончания века. И дом ваш, и чада ваши, имение ваше и богатство, какие вам Бог послал нашим благословением и за ваши труды – да будут благословенны и преисполнены всяческих благ во веки веков. Аминь».

Использованы материалы:

Михайлов А.В. К вопросу о редакциях домостроя, его составе и происхождении

// Азбука веры. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mihajlov/k-voprosu-o-redaktsijah-domostroja-ego-sostave-i-proishozhdenii/  (обращение 30.06.25)