«Казанская губерния лежит в плодородной части волжского бассейна; в немногих частях России занимаются хлебопашеством с таким рвением, как в Казанской, где татары, черемисы, чуваши и русские наперерыв соперничают друг с другом…», -  продолжает знакомить нас с нашей родиной Дмитрий Семенов [1.– С. 51]. Многие страницы своего учебного пособия он посвящает жизни и обычаям татар и чувашей. Действительно, «после русских самую значительную часть населения Казанской губернии составляют татары», которые «составляют лучшую ветвь между всеми племенами, происшедшими от смешения монгольской крови с турецкою» [1. – С. 217]. Очень живописно автор описывает их дома, одежду, внешний вид, веру, образование, обычаи,  ну и, конечно же, кулинарию.

 «Гастрономически вкусъ татаръ—все мучнистое, все жир­ное и сладкое. Небедные татары чаще едятъ лапшу, пель­мени; те же, которые не имеютъ состоянiя, какъ-то посе­ляне, варятъ муку въ воде съ солью (толканъ) и едятъ это утромъ вместо чая, а за обедомъ салму (мучныя ша­рики, иногда съ мясомъ разваренные въ воде,) лепешки изъ гречневой муки; вечеромъ опять варятъ болтушку; по праздникамъ лакомятся лошадинымъ мясомъ или бараниной. Самый общительный татаринъ не станетъ съ русскимъ есть мяса; надо, чтобы животное было заколото татариномъ, который, перерезывая горло, произносить молитву (бисъ-миляхъ) «во имя Божiе».

Часто случается, что, приходя въ русский трактиръ, та­таринъ приносить съ собой курицу, кусокъ говядины и отдаетъ ее зажарить или тутъ же самъ закалываетъ птицу съ бисъ-миляхъ. Дома богатые татары едятъ, кроме сказанныхъ блюдъ, пироги съ зелеными огурцами, жаркое, сухiе плоды, съ чаемъ жирныя лепешки. Татары, живупце въ городе Казани, не едятъ почти совсемъ конины. Это не­вкусное кушанье въ употребленiи только у сельскихъ та­таръ, которымъ на убой обыкновенно продаютъ старыхъ, едва живыхъ лошадей» [1. – С. 222]. Очень интересно читать и остальные наблюдения автора этой статьи, написанные живо и ярко.

Значительным вкладом в дело изучения татарской истории явились работы Николая Ивановича Веселовского (1848-1918), члена Императорской Археологической комиссии, профессора Санкт-Петербургского университета,  ), члена-корреспондента Императорской Санкт-Петербургской Академии Наук (1914).

В 1910 году в Санкт-Петербургском университете он прочитал лекцию о татарском влиянии на русский посольский церемониал в московский период русской истории, содержащую интересные и познавательные факты. Тогда же лекция Н.И. Веселовского вышла отдельным изданием в типографии Вольфа:

«Что церемониал был заимствован нами у татар, это понятно само собою. В течение долгого времени великие князья русские имели дипломатические сношения только с золотоордынскими ханами и великими ханами в Монголии; а затем и сами усвоили их так основательно, что считали весь церемониал своим собственным и не отступали от его требований до Петра Великого, изменившего его на европейский манер...».

Веселовский, Николай Иванович.
   Татарское влияние на русский посольский церемониал в московский период русской истории / Н. И. Веселовский.- Санкт-Петербург: Типография Б.М. Вольфа, 1911. - [2], 19 с.

В 2010 году казанское издательство «Фэн» АН РТ в серии «История и культура Золотой Орды» (вып. 12) выпустило сборник трудов Николая Ивановича, куда вошли разрозненные и давно ставшие редкостью дореволюционные публикации автора, такие как:

26 1

Веселовский, Николай Иванович.26 2
   Пережитки некоторых татарских обычаев у русских. - С.-Петербург : Типография Императорской Академии наук, 1912. - 38 с. - Отд. отт. из изд.: Живая старина. - 1912.

Веселовский, Николай Иванович.
   О религии татар по русским летописям : (Опыт комментария летописных известий) / Н. Веселовский. - [Санкт-Петербург : Сенатская типография, 1916]. - [21] с. ; 24 см. - Авт. указан в конце текста. - Отт. из: Журнал Министерства народного просвещения. Новая сер. - 1916. - Ч. 64, № 7. - С. 81-101

Веселовский, Николай Иванович.
   О турецко-татарском слове тыш ("зуб") в дипломатических документах / Н. Веселовский. - [Санкт-Петербург : б. и., 1915]. - [3] с. ; 24 см. - Авт. указан в конце текста. - Отт. из: Журнал Министерства народного просвещения. Новая серия. - 1915. - Ч. 56. - С. 329-331.

Согласно официальным летописям, в апреле 1552 года начался сбор русских войск для похода на Казань и осада города записана во многих летописных собраниях, на основе изучения которых (а также других источников) М. Богдановский написал настолько интересную работу «Инженерно-исторический очерк осады Казани 7060-7061 гг. (1552)» для Инженерного журнала, что ее опубликовали отдельным изданием с приложением пяти листов чертежей.

 Монография посвящена рассмотрению одного из важных элементов средневековых городищ – системам их обороны. Именно они в значительной степени отражали особенности формирования и научно-технические достижения общества.

 26 26 1

 Богдановский, Михаил Андреевич.
   Инженерно-исторический очерк осады Казани 7060-7061 гг. (1552) : с 5-ю листами чертежей / сост. М. Богдановский. - Санкт-Петербург: Типография и литография В. А. Тиханова, 1898. - [2], 64 с.,5 л. черт.-Отд. отт. из Инж. журн. № 8 и 9 1898 г.

Тема оказалась настолько интересной, что первой работой Михаила Константиновича Каргера (1903-1976; сторик архитектуры, археолог, доктор исторических наук, профессор (1949), лауреат Сталинской премии) в ГАИМК также стало изучение крепостных сооружений, но уже соседнего города – Свияжска, изначально заложенного по прямому указанию Ивана Грозного как город-крепость – «Крепостные сооружения Свияжска».

26 2

Каргер, Михаил Константинович.
   Крепостные сооружения Свияжска : (материалы по истории деревянного крепостного зодчества). - [Ленинград, 1927]. - С. 131-150. - Извлеч.

 

Сегодня Свияжск, расположенный на одноименном острове, является одним из крупнейших туристических объектов Татарстана.

 

Использованы материалы:

1.  Семенов Д.Д.  Отечествоведение : Россия по рассказам путешественников и ученым исследованиям : учебное пособие для учащихся. Т. 5 : Великорусский край / составил Д. Семенов. - Москва : Типография С. Орлова, 1879. - 479, [1] с.