«Казанская губерния лежит в плодородной части волжского бассейна; в немногих частях России занимаются хлебопашеством с таким рвением, как в Казанской, где татары, черемисы, чуваши и русские наперерыв соперничают друг с другом…», - продолжает знакомить нас с нашей родиной Дмитрий Семенов [1.– С. 51]. Многие страницы своего учебного пособия он посвящает жизни и обычаям татар и чувашей. Действительно, «после русских самую значительную часть населения Казанской губернии составляют татары», которые «составляют лучшую ветвь между всеми племенами, происшедшими от смешения монгольской крови с турецкою» [1. – С. 217]. Очень живописно автор описывает их дома, одежду, внешний вид, веру, образование, обычаи, ну и, конечно же, кулинарию.
«Гастрономически вкусъ татаръ—все мучнистое, все жирное и сладкое. Небедные татары чаще едятъ лапшу, пельмени; те же, которые не имеютъ состоянiя, какъ-то поселяне, варятъ муку въ воде съ солью (толканъ) и едятъ это утромъ вместо чая, а за обедомъ салму (мучныя шарики, иногда съ мясомъ разваренные въ воде,) лепешки изъ гречневой муки; вечеромъ опять варятъ болтушку; по праздникамъ лакомятся лошадинымъ мясомъ или бараниной. Самый общительный татаринъ не станетъ съ русскимъ есть мяса; надо, чтобы животное было заколото татариномъ, который, перерезывая горло, произносить молитву (бисъ-миляхъ) «во имя Божiе».
Часто случается, что, приходя въ русский трактиръ, татаринъ приносить съ собой курицу, кусокъ говядины и отдаетъ ее зажарить или тутъ же самъ закалываетъ птицу съ бисъ-миляхъ. Дома богатые татары едятъ, кроме сказанныхъ блюдъ, пироги съ зелеными огурцами, жаркое, сухiе плоды, съ чаемъ жирныя лепешки. Татары, живупце въ городе Казани, не едятъ почти совсемъ конины. Это невкусное кушанье въ употребленiи только у сельскихъ татаръ, которымъ на убой обыкновенно продаютъ старыхъ, едва живыхъ лошадей» [1. – С. 222]. Очень интересно читать и остальные наблюдения автора этой статьи, написанные живо и ярко.
Значительным вкладом в дело изучения татарской истории явились работы Николая Ивановича Веселовского (1848-1918), члена Императорской Археологической комиссии, профессора Санкт-Петербургского университета, ), члена-корреспондента Императорской Санкт-Петербургской Академии Наук (1914).
В 1910 году в Санкт-Петербургском университете он прочитал лекцию о татарском влиянии на русский посольский церемониал в московский период русской истории, содержащую интересные и познавательные факты. Тогда же лекция Н.И. Веселовского вышла отдельным изданием в типографии Вольфа:
«Что церемониал был заимствован нами у татар, это понятно само собою. В течение долгого времени великие князья русские имели дипломатические сношения только с золотоордынскими ханами и великими ханами в Монголии; а затем и сами усвоили их так основательно, что считали весь церемониал своим собственным и не отступали от его требований до Петра Великого, изменившего его на европейский манер...».
Веселовский, Николай Иванович.
Татарское влияние на русский посольский церемониал в московский период русской истории / Н. И. Веселовский.- Санкт-Петербург: Типография Б.М. Вольфа, 1911. - [2], 19 с.
В 2010 году казанское издательство «Фэн» АН РТ в серии «История и культура Золотой Орды» (вып. 12) выпустило сборник трудов Николая Ивановича, куда вошли разрозненные и давно ставшие редкостью дореволюционные публикации автора, такие как:
Веселовский, Николай Иванович.
Пережитки некоторых татарских обычаев у русских. - С.-Петербург : Типография Императорской Академии наук, 1912. - 38 с. - Отд. отт. из изд.: Живая старина. - 1912.
Веселовский, Николай Иванович.
О религии татар по русским летописям : (Опыт комментария летописных известий) / Н. Веселовский. - [Санкт-Петербург : Сенатская типография, 1916]. - [21] с. ; 24 см. - Авт. указан в конце текста. - Отт. из: Журнал Министерства народного просвещения. Новая сер. - 1916. - Ч. 64, № 7. - С. 81-101
Веселовский, Николай Иванович.
О турецко-татарском слове тыш ("зуб") в дипломатических документах / Н. Веселовский. - [Санкт-Петербург : б. и., 1915]. - [3] с. ; 24 см. - Авт. указан в конце текста. - Отт. из: Журнал Министерства народного просвещения. Новая серия. - 1915. - Ч. 56. - С. 329-331.
Согласно официальным летописям, в апреле 1552 года начался сбор русских войск для похода на Казань и осада города записана во многих летописных собраниях, на основе изучения которых (а также других источников) М. Богдановский написал настолько интересную работу «Инженерно-исторический очерк осады Казани 7060-7061 гг. (1552)» для Инженерного журнала, что ее опубликовали отдельным изданием с приложением пяти листов чертежей.
Монография посвящена рассмотрению одного из важных элементов средневековых городищ – системам их обороны. Именно они в значительной степени отражали особенности формирования и научно-технические достижения общества.
Богдановский, Михаил Андреевич.
Инженерно-исторический очерк осады Казани 7060-7061 гг. (1552) : с 5-ю листами чертежей / сост. М. Богдановский. - Санкт-Петербург: Типография и литография В. А. Тиханова, 1898. - [2], 64 с.,5 л. черт.-Отд. отт. из Инж. журн. № 8 и 9 1898 г.
Тема оказалась настолько интересной, что первой работой Михаила Константиновича Каргера (1903-1976; сторик архитектуры, археолог, доктор исторических наук, профессор (1949), лауреат Сталинской премии) в ГАИМК также стало изучение крепостных сооружений, но уже соседнего города – Свияжска, изначально заложенного по прямому указанию Ивана Грозного как город-крепость – «Крепостные сооружения Свияжска».
Каргер, Михаил Константинович.
Крепостные сооружения Свияжска : (материалы по истории деревянного крепостного зодчества). - [Ленинград, 1927]. - С. 131-150. - Извлеч.
Сегодня Свияжск, расположенный на одноименном острове, является одним из крупнейших туристических объектов Татарстана.
Использованы материалы:
1. Семенов Д.Д. Отечествоведение : Россия по рассказам путешественников и ученым исследованиям : учебное пособие для учащихся. Т. 5 : Великорусский край / составил Д. Семенов. - Москва : Типография С. Орлова, 1879. - 479, [1] с.