В Региональном центре по работе с редкими и ценными документами открыта и будет работать до конца лета уникальная выставка экслибрисов «Женский взгляд». На ней представлены 87 работ, выполненных в 1970-1980-е годы признанным мастером экслибриса Евгенией Ивановной Кузнецовой (Пятигорск). Все книжные знаки демонстрируются в Пскове впервые.
Каждый экслибрис выполнен в оригинальной и достаточно трудоёмкой технике «трафаретная маска» и, при этом, удивительно точно характеризует вкусы и характер владельца.
Например, в поле знака главного дирижёра Большого театра СССР Юрия Симонова художница изобразила руки с дирижёрской палочкой на фоне земного шара, выдающегося пианиста Святослава Рихтера - портрет Бетховена и первые такты его «Симфонии № 5».
Для Евгения Немировского, прекрасного учёного-книговеда и большого знатока книги, Кузнецова выполнила экслибрис с изображением печатника Ивана Фёдорова и первой печатной русской книги «Апостол». Талантливый толстовский книжный знак художница сделала в подарок для известного чехословацкого писателя и переводчика русской литературы Кароля Изаковича. Надо отметить, что экслибрисы с портретами русских классиков и героями их произведений – любимая и частая тема в творчестве Евгении Ивановны. Информация о ней довольно скудна. Известно, что Е. И. Кузнецова родилась в 1921 году. В основном занималась станковой графикой и акварелью, пока в 1967 году не открыла для себя экслибрис. Кузнецова увлеклась искусством книжного знака, и в том же году в Пятигорске состоялась ее первая персональная выставка из 24 экслибрисов. Затем её работы неоднократно экспонировались на отечественных и зарубежных выставках.
В 2022 году Псковская областная универсальная научная библиотека имени В. Я. Курбатова стала обладателем сразу нескольких десятков книжных знаков Евгении Кузнецовой: благодаря Сергею Михайлову(архитектор-реставратор, художник). Мало кто знает, что в 1980-1990-ые годы он возглавлял Псковский клуб экслибрисистов и сам создал более 1000 книжных знаков, привлекающих богатством ассоциаций из самых разных областей культуры.
В конце прошлого века обмениваться книжными знаками по переписке было обычным делом. Общая страсть к экслибрисам иногда перерастала в крепкую дружбу. Сергей Петрович сам когда-то проявил инициативу и отправил письмо в Пятигорск с предложением поменяться знаками. В 1989 году по почте он получил пухлый конверт со знаками Кузнецовой. Среди них был один, специально сделанный для него пятигорской художницей. Добавим, автор и владелец экслибриса в жизни никогда не встречались и знак создавался по тому, что сообщил о себе в письме.
Азербайджанский художник Рашид Миришли писал: «Искусство черного и белого в экслибрисах Кузнецовой доведено до степени музыкальной выразительности. У Евгении Ивановны экслибрисы почти звучат, как музыка. Именно в экслибрисе раскрылись особенности творчества Кузнецовой, ему она осталась верна всю свою жизнь» [1].
Ждем вас до конца лета в Региональном центре по работе с редкими и ценными документами – Профсоюзная, 2, 3 этаж, кабинет 305.
1. Гетманский Э. Возрождение российского экслибриса (1960-е годы). Провинциальные художники-графики Часть 1. Вологда и др.// Русское поле: содружество литературных проектов. – URL: http://suzhdenia.ruspole.info/node/8044#:~:text=%D0%90% (обращение 1.06.2024)