«Еще в полях белеет снег, а «бродячая и молящаяся Русь» уже готовится в путь-дорогу – в далекое Беломорье, в Соловецкую обитель. Любит русский народ со времен седой старины эти «хождения по святым местам»; в них он вкладывает свой религиозный порыв, всю поэзию своей души, ими избывает житейское горе.<…>  Если Соловецкая Обитель видит в своих стенах пришельцев со всех концов необъятной России, то этим она обязана, как своим святыням, так и тому истинному духу монашества, который царит здесь», - писал Борис Иванович Дунаев (1870-1942) —историк и краевед, действительный член Московского археологического общества в своей книге:

Дунаев, Борис Иванович.
   Соловецкая обитель : Культурно-исторический очерк / Б. И. Дунаев. - Москва : Типография Русского товарищества, [1914]. - 12, [1] с., [15] л. ил. ; 25,5 см. - Отт. из 4 и 5 номеров журн. "Баян" 1914 г.

«Соловецкая Обитель» рассказывает об истории и достопримечательностях Соловецкого монастыря, одного из самых известных и древних православных святынь в России. Автор подробно описывает историю его создания, развития и влияния на культурную и религиозную жизнь России.

"Соловецкая Обитель" является своего рода путеводителем по монастырю, в котором читатель сможет найти информацию о соборах, церквях, музеях и других исторических объектах. Кроме того, издание содержит множество прекрасных фотографий.

Б.И. Дунаев объясняет уникальность и самого Соловецкого архипелага, его географию, природные особенности и архитектурное наследие.
Автор приводит много интересных фактов и архивных материалов, которые делают повествование более увлекательным: «Соловецкие острова образуют небольшую сравнительно сплоченную семью островов, из которых «Соловецкий» – самый большой. Его окружность равняется 175-ти верстам. Поверхность острова носить волнообразный, гористый характер; из возвышенностей можно отметить горный кряж Гремячей горы и Секирную гору, на вершине которой приютился скит с церковью и колокольней-маяком…» [1. – С. 5].

соловкисоловкисоловки

соловки

Эти сведения дополняет Д.Д. Семенов, отмечая в первом томе своего пособия «Отечествоведение»: «Островъ пмеетъ въ длину до 25, а въ поперечнике до 15 в. На Соловецкомъ острове водятся многочисленные стада лапландскихъ оленей, много лисицъ; волковъ и другихъ хищныхъ зверей вовсе нетъ, равно какъ и никакихъ змей и гадовъ. Олени разве­дены тамъ попечительностию митрополита Филиппа, въ бытность его игуменомъ монастыря. Ихъ бьютъ ежегодно отъ 50 до 100 штукъ для продажи и монастырскихъ надобностей…» [2. – С. 103]. Соловкам посвящена отдельная 13 глава этого издания, текст которой приводится по воспоминаниям Я. Озерецковского («Плавание по Белому морю» 1838 г.).  Она помогает читателю погрузиться в мир старинного монастыря и воспользоваться его духовной мудростью и красотой: «Мрач­ность этой твердыни, сложенной изъ огромнаго булыжника и пере­жившей более двухъ съ половиною столетий, пугаетъ насъ чемъ-то таинственнымъ и грознымъ… Сквозь узкие просветы, или ам­бразуры, со стенъ высовываются длинныя чугунныя пушки, по угламъ круглыя бойницы, по обеимъ сторонамъ святыхъ воротъ, на неподвижныхъ лафетахъ, стоятъ рядомъ такiя же древнiя другiя, покрытыя ржавчиною, какъ и на стенахъ. Войдя подъ тем­ный сводъ святыхъ воротъ, задвинутый сверху почти до половины железною решеткою, я невольно остановился: шумъ и свистъ ве­тра, смешанный съ густымъ гуломъ монастырскаго колокола, мрачность кругомъ и слишкомъ разительное появление угрюмой новизны, все поражаетъ душу какимъ-то необыкновеннымъ, безотчетнымъ чувствомъ.

<…> Какъ будто очарованный простоялъ я минуту подъ низкимъ и мрачнымъ сводомъ, и потомъ, сделавъ нестолько шаговъ, вдругъ переброшенъ былъ изъ одного очарованiя въ другое—я очутился въ царстве птицъ. Это явленiе было такъ неожиданно и странно, что я протiралъ себе глаза, чтобы удостовериться, не обманываетъ ли меня воображенiе, не бредъ ли это сна, или я перенесенъ въ волшебную страну, где толпы людей превращены въ стаи птицъ! —Я стоялъ на обширномъ монастырскомъ дворе, передо мною возвышались богатыя церкви съ колокольнями; вокругъ— каменныя трехъ-этажныя зданiя. Дворъ весь заглохъ травою, по которой въ разныя направленiя протоптаны узкiя песчаныя тро­пинки, и по всему пространству двора ходили тысячи дикихъ чаекъ! Одне сидели на яйцахъ, кормили серыхъ едва оперивших­ся птенцовъ своихъ, другiя кружились въ воздухе, и все оглашали дворъ пронзительными, отвратительными криками!» [2.- С. 97-98].

«Но вотъ, чемъ еще безценна ризница Соловецкаго монастыря, едва ли есть иные памятники священнее и ближе сердцу русскаго. Тамъ хранятся: сабля князя Димитрiя Михайловича Пожарскаго и мечъ князя Михаила Васильевича Скопина-Шуйскаго.—Что можетъ быть прекраснее и возвышеннее воспоминанiй, который воскресятъ въ насъ эти две полосы железа! На нихъ, кажется, сквозь двухъ вековую ржавчину горятъ лучи пламеннаго патриотизма! Мечъ юнаго Скопина и сабля Пожарскаго, блеснувшая въ руке роднаго героя, навсегда священны для русскаго!» [2. – С. 102], - продолжает автор и ведет нас дальше: «По приглашению архимандрита, былъ я за братской трапезой. Изобилiе доказываетъ хорошее устройство экономической части. На целый годъ делаются запасы трески и вкусной беломорской сельди. Свежая семга составляетъ лакомство. Для варенiя квасу устроены огромные котлы и чаны, въ которые входить по десяти сороковыхъ бочекъ. Хлебопечение делается также въ огромномъ количестве и вдругъ. По древнему обычаю монастырь довольствуетъ каждаго богомольца три дня пищею, безденежно, для чего необходимы большiе запасы съестнаго; ибо въ летнее время на поклонеше святымъ мощамъ собирается до двухъ тысячъ человекъ взъ разныхъ странъ Росiи, и безпрестанно сменяются одни дру­гими».

Впечатления от пребывания в Соловецком монастыре были настолько сильны, что многие путешественники того времени посвящали ему свои записи. Среди них - Андрей Николаевич Муравьев (1806-1874) - православный духовный писатель и историк Церкви, паломник, путешественник, драматург, поэт. 

«Он был адресатом эпиграмм Пушкина, Баратынского и Соболевского, ему посвящали стихи Лермонтов, Тютчев и Апухтин, рецензии на его книги писали Вяземский, Белинский и Тургенев (к слову сказать, рецензия на «Путешествие по Святым местам русским» — первое выступление Тургенева в печати), он стал героем очерка Лескова «Синодальные персоны». Кроме того, именно Муравьев был инициатором приобретения и доставки в Петербург двух египетских сфинксов и поныне украшающих набережную Невы напротив здания Академии Художеств. Он считается едва ли не первым писателем, соединившим светскую и духовную словесность, книги которого, посвященные церковной истории и религиозным вопросам, стали частью единого литературного процесса и нашли себе читателей в самых разных слоях общества» [3].

С лета 1832 года А.Н. Муравьев совершал паломничества по России. На основе материалов этих поездок он написал серию книг «Путешествие по святым местам Русским», которые в разном составе издавались с 1836 года. Последнее при жизни автора, 5-е издание «Путешествия…» вышло в 1863 году в 4 частях, в его составе было собрано все, что он писал о своих странствиях по России, в том числе -  «Подвиги Соловецкой обители» (1854).

За заслуги перед русской словесностью в 1837году Муравьев был избран в члены Российской АкадемииВо время своих путешествий по святым местам Андрей Николаевич собрал богатую коллекцию икон и других православных реликвий, которую подарил в Румянцевский музей.

Его многочисленные произведения по описанию святых мест, истории церкви и богословия были проникнуты живым духом Святой Руси и выгодно отличались от многих официальных церковных изданий, продолжая издаваться и после смерти автора. В нашем собрании хранится пятое издание «Подвигов Соловецкой обители» 1881 года.

соловкисоловки

Муравьев Андрей Николаевич.
   Подвиги Соловецкой обители. - 5-е изд. - Москва : типография М. Н. Лаврова и К°, 1881. - 88 с.

 Нельзя сказать, что сегодня имя Андрея Николаевича Муравьева совсем забыто. «Фрагменты из его мемуаров включались в сборники воспоминаний о Пушкине, Грибоедове, Лермонтове. Подборки его стихотворений были представлены во втором томе антологии «Поэты 1820-1830-х годов» (1972, серия «Библиотека поэта») и переиздании альманаха «Северная лира на 1827 год» (1984, серия «Литературные памятники»). С недавнего времени началось активное переиздание и прозы Муравьева; начало этому положил репринт «Путешествия по Святым местам русским» (1990), напечатанный фантастическим по нынешним меркам тиражом — 200 000 экземпляров» [3], однако, как справедливо заметил профессор Московской духовной академии П.С. Казанский: «Главное достоинство и заслуга А.Н. как духовного писателя заключается не столько в достоинстве самих сочинений, сколько в том влиянии, какое имели эти сочинения на русское общество. Некоторое время его сочинения были самыми любимыми книгами в дворянстве, особенно среди женского общества, также среди духовенства и купечества. Он заставил высшее общество читать книги духовного содержания, писанные по-русски. Он познакомил это общество с учением Православной Церкви, объяснил дух ее Богослужения, что совершенно было неведомо значительному большинству»[4].

Полный текст книги можно найти на сайте «Азбука веры». – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev/puteshestvie-po-svjatym-mestam-russkim-chast-4/#0_4 (обращение 12.02.2024).

 

Использованы материалы:

1. Дунаев Б. И. Соловецкая обитель : Культурно-исторический очерк / Б. И. Дунаев. - Москва : Типография Русского товарищества, [1914]. - 12, [1] с., [15] л. ил. ; 25,5 см. - Отт. из 4 и 5 номеров журн. "Баян" 1914 г.

Полный текст можно найти на сайте «Азбука веры».- URL: https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/solovetskaja-obitel-kulturno-istoricheskij-ocherk/ (обращение 12.02.2024)

2.  Семенов Д. Д. Отечествоведение : Россия по рассказам путешественников и ученым исследованиям : учебное пособие для учащихся. Т. 1 : Северный край и Финляндия / составил Д. Семенов. - С.-Петербург : [в типографии П. П. Меркульева], 1873. - [4], 238, [1] с.

3. Балакин А. Н.А. Хохлова. Андрей Николаевич Муравьев - литератор// Журнальный зал. -  URL: https://magazines.gorky.media/nrk/2002/1/n-a-hohlova-andrej-nikolaevich-muravev-literator.htm (обращение 12.02.2024)

4. Каплин А. Д. Защитник Православия: Андрей Николаевич Муравьев (1806-1874)// Русская народная линия. – URL: https://ruskline.ru/analitika/2013/08/30/zawitnik_pravoslaviya_andrej_nikolaevich_muravev_18061874 (обращение 12.02.2024).