«Еще в полях белеет снег, а «бродячая и молящаяся Русь» уже готовится в путь-дорогу – в далекое Беломорье, в Соловецкую обитель. Любит русский народ со времен седой старины эти «хождения по святым местам»; в них он вкладывает свой религиозный порыв, всю поэзию своей души, ими избывает житейское горе.<…> Если Соловецкая Обитель видит в своих стенах пришельцев со всех концов необъятной России, то этим она обязана, как своим святыням, так и тому истинному духу монашества, который царит здесь», - писал Борис Иванович Дунаев (1870-1942) —историк и краевед, действительный член Московского археологического общества в своей книге:
Дунаев, Борис Иванович.
Соловецкая обитель : Культурно-исторический очерк / Б. И. Дунаев. - Москва : Типография Русского товарищества, [1914]. - 12, [1] с., [15] л. ил. ; 25,5 см. - Отт. из 4 и 5 номеров журн. "Баян" 1914 г.
«Соловецкая Обитель» рассказывает об истории и достопримечательностях Соловецкого монастыря, одного из самых известных и древних православных святынь в России. Автор подробно описывает историю его создания, развития и влияния на культурную и религиозную жизнь России.
"Соловецкая Обитель" является своего рода путеводителем по монастырю, в котором читатель сможет найти информацию о соборах, церквях, музеях и других исторических объектах. Кроме того, издание содержит множество прекрасных фотографий.
Б.И. Дунаев объясняет уникальность и самого Соловецкого архипелага, его географию, природные особенности и архитектурное наследие.
Автор приводит много интересных фактов и архивных материалов, которые делают повествование более увлекательным: «Соловецкие острова образуют небольшую сравнительно сплоченную семью островов, из которых «Соловецкий» – самый большой. Его окружность равняется 175-ти верстам. Поверхность острова носить волнообразный, гористый характер; из возвышенностей можно отметить горный кряж Гремячей горы и Секирную гору, на вершине которой приютился скит с церковью и колокольней-маяком…» [1. – С. 5].
Эти сведения дополняет Д.Д. Семенов, отмечая в первом томе своего пособия «Отечествоведение»: «Островъ пмеетъ въ длину до 25, а въ поперечнике до 15 в. На Соловецкомъ острове водятся многочисленные стада лапландскихъ оленей, много лисицъ; волковъ и другихъ хищныхъ зверей вовсе нетъ, равно какъ и никакихъ змей и гадовъ. Олени разведены тамъ попечительностию митрополита Филиппа, въ бытность его игуменомъ монастыря. Ихъ бьютъ ежегодно отъ 50 до 100 штукъ для продажи и монастырскихъ надобностей…» [2. – С. 103]. Соловкам посвящена отдельная 13 глава этого издания, текст которой приводится по воспоминаниям Я. Озерецковского («Плавание по Белому морю» 1838 г.). Она помогает читателю погрузиться в мир старинного монастыря и воспользоваться его духовной мудростью и красотой: «Мрачность этой твердыни, сложенной изъ огромнаго булыжника и пережившей более двухъ съ половиною столетий, пугаетъ насъ чемъ-то таинственнымъ и грознымъ… Сквозь узкие просветы, или амбразуры, со стенъ высовываются длинныя чугунныя пушки, по угламъ круглыя бойницы, по обеимъ сторонамъ святыхъ воротъ, на неподвижныхъ лафетахъ, стоятъ рядомъ такiя же древнiя другiя, покрытыя ржавчиною, какъ и на стенахъ. Войдя подъ темный сводъ святыхъ воротъ, задвинутый сверху почти до половины железною решеткою, я невольно остановился: шумъ и свистъ ветра, смешанный съ густымъ гуломъ монастырскаго колокола, мрачность кругомъ и слишкомъ разительное появление угрюмой новизны, все поражаетъ душу какимъ-то необыкновеннымъ, безотчетнымъ чувствомъ.
<…> Какъ будто очарованный простоялъ я минуту подъ низкимъ и мрачнымъ сводомъ, и потомъ, сделавъ нестолько шаговъ, вдругъ переброшенъ былъ изъ одного очарованiя въ другое—я очутился въ царстве птицъ. Это явленiе было такъ неожиданно и странно, что я протiралъ себе глаза, чтобы удостовериться, не обманываетъ ли меня воображенiе, не бредъ ли это сна, или я перенесенъ въ волшебную страну, где толпы людей превращены въ стаи птицъ! —Я стоялъ на обширномъ монастырскомъ дворе, передо мною возвышались богатыя церкви съ колокольнями; вокругъ— каменныя трехъ-этажныя зданiя. Дворъ весь заглохъ травою, по которой въ разныя направленiя протоптаны узкiя песчаныя тропинки, и по всему пространству двора ходили тысячи дикихъ чаекъ! Одне сидели на яйцахъ, кормили серыхъ едва оперившихся птенцовъ своихъ, другiя кружились въ воздухе, и все оглашали дворъ пронзительными, отвратительными криками!» [2.- С. 97-98].
«Но вотъ, чемъ еще безценна ризница Соловецкаго монастыря, едва ли есть иные памятники священнее и ближе сердцу русскаго. Тамъ хранятся: сабля князя Димитрiя Михайловича Пожарскаго и мечъ князя Михаила Васильевича Скопина-Шуйскаго.—Что можетъ быть прекраснее и возвышеннее воспоминанiй, который воскресятъ въ насъ эти две полосы железа! На нихъ, кажется, сквозь двухъ вековую ржавчину горятъ лучи пламеннаго патриотизма! Мечъ юнаго Скопина и сабля Пожарскаго, блеснувшая въ руке роднаго героя, навсегда священны для русскаго!» [2. – С. 102], - продолжает автор и ведет нас дальше: «По приглашению архимандрита, былъ я за братской трапезой. Изобилiе доказываетъ хорошее устройство экономической части. На целый годъ делаются запасы трески и вкусной беломорской сельди. Свежая семга составляетъ лакомство. Для варенiя квасу устроены огромные котлы и чаны, въ которые входить по десяти сороковыхъ бочекъ. Хлебопечение делается также въ огромномъ количестве и вдругъ. По древнему обычаю монастырь довольствуетъ каждаго богомольца три дня пищею, безденежно, для чего необходимы большiе запасы съестнаго; ибо въ летнее время на поклонеше святымъ мощамъ собирается до двухъ тысячъ человекъ взъ разныхъ странъ Росiи, и безпрестанно сменяются одни другими».
Впечатления от пребывания в Соловецком монастыре были настолько сильны, что многие путешественники того времени посвящали ему свои записи. Среди них - Андрей Николаевич Муравьев (1806-1874) - православный духовный писатель и историк Церкви, паломник, путешественник, драматург, поэт.
«Он был адресатом эпиграмм Пушкина, Баратынского и Соболевского, ему посвящали стихи Лермонтов, Тютчев и Апухтин, рецензии на его книги писали Вяземский, Белинский и Тургенев (к слову сказать, рецензия на «Путешествие по Святым местам русским» — первое выступление Тургенева в печати), он стал героем очерка Лескова «Синодальные персоны». Кроме того, именно Муравьев был инициатором приобретения и доставки в Петербург двух египетских сфинксов и поныне украшающих набережную Невы напротив здания Академии Художеств. Он считается едва ли не первым писателем, соединившим светскую и духовную словесность, книги которого, посвященные церковной истории и религиозным вопросам, стали частью единого литературного процесса и нашли себе читателей в самых разных слоях общества» [3].
С лета 1832 года А.Н. Муравьев совершал паломничества по России. На основе материалов этих поездок он написал серию книг «Путешествие по святым местам Русским», которые в разном составе издавались с 1836 года. Последнее при жизни автора, 5-е издание «Путешествия…» вышло в 1863 году в 4 частях, в его составе было собрано все, что он писал о своих странствиях по России, в том числе - «Подвиги Соловецкой обители» (1854).
За заслуги перед русской словесностью в 1837году Муравьев был избран в члены Российской Академии. Во время своих путешествий по святым местам Андрей Николаевич собрал богатую коллекцию икон и других православных реликвий, которую подарил в Румянцевский музей.
Его многочисленные произведения по описанию святых мест, истории церкви и богословия были проникнуты живым духом Святой Руси и выгодно отличались от многих официальных церковных изданий, продолжая издаваться и после смерти автора. В нашем собрании хранится пятое издание «Подвигов Соловецкой обители» 1881 года.
Муравьев Андрей Николаевич.
Подвиги Соловецкой обители. - 5-е изд. - Москва : типография М. Н. Лаврова и К°, 1881. - 88 с.
Нельзя сказать, что сегодня имя Андрея Николаевича Муравьева совсем забыто. «Фрагменты из его мемуаров включались в сборники воспоминаний о Пушкине, Грибоедове, Лермонтове. Подборки его стихотворений были представлены во втором томе антологии «Поэты 1820-1830-х годов» (1972, серия «Библиотека поэта») и переиздании альманаха «Северная лира на 1827 год» (1984, серия «Литературные памятники»). С недавнего времени началось активное переиздание и прозы Муравьева; начало этому положил репринт «Путешествия по Святым местам русским» (1990), напечатанный фантастическим по нынешним меркам тиражом — 200 000 экземпляров» [3], однако, как справедливо заметил профессор Московской духовной академии П.С. Казанский: «Главное достоинство и заслуга А.Н. как духовного писателя заключается не столько в достоинстве самих сочинений, сколько в том влиянии, какое имели эти сочинения на русское общество. Некоторое время его сочинения были самыми любимыми книгами в дворянстве, особенно среди женского общества, также среди духовенства и купечества. Он заставил высшее общество читать книги духовного содержания, писанные по-русски. Он познакомил это общество с учением Православной Церкви, объяснил дух ее Богослужения, что совершенно было неведомо значительному большинству»[4].
Полный текст книги можно найти на сайте «Азбука веры». – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev/puteshestvie-po-svjatym-mestam-russkim-chast-4/#0_4 (обращение 12.02.2024).
Использованы материалы:
1. Дунаев Б. И. Соловецкая обитель : Культурно-исторический очерк / Б. И. Дунаев. - Москва : Типография Русского товарищества, [1914]. - 12, [1] с., [15] л. ил. ; 25,5 см. - Отт. из 4 и 5 номеров журн. "Баян" 1914 г.
Полный текст можно найти на сайте «Азбука веры».- URL: https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/solovetskaja-obitel-kulturno-istoricheskij-ocherk/ (обращение 12.02.2024)
2. Семенов Д. Д. Отечествоведение : Россия по рассказам путешественников и ученым исследованиям : учебное пособие для учащихся. Т. 1 : Северный край и Финляндия / составил Д. Семенов. - С.-Петербург : [в типографии П. П. Меркульева], 1873. - [4], 238, [1] с.
3. Балакин А. Н.А. Хохлова. Андрей Николаевич Муравьев - литератор// Журнальный зал. - URL: https://magazines.gorky.media/nrk/2002/1/n-a-hohlova-andrej-nikolaevich-muravev-literator.htm (обращение 12.02.2024)
4. Каплин А. Д. Защитник Православия: Андрей Николаевич Муравьев (1806-1874)// Русская народная линия. – URL: https://ruskline.ru/analitika/2013/08/30/zawitnik_pravoslaviya_andrej_nikolaevich_muravev_18061874 (обращение 12.02.2024).