1 октября - Международный день музыки.
Потребность в нотопечатании возникла вскоре после изобретения книгопечатания (около 1450 года). В то время ноты вписывались от руки в печатные издания, в которых оставлялись пустые места.
В России первые опыты нотопечатания относятся к XVII века и связаны с необходимостью развития церковного пения. Во второй половине XVIII века ноты уже печатаются в музыкальных издательствах. Работавшие в России в конце 18 – начале 19 вв. нотоиздательские предприятия были иностранными, среди них наиболее крупные – фирмы Б. Т. Брейткопфа (1781–1800) и И. Д. Герстенберга (1791–1808) в Санкт-Петербурге, Г. Н. Рейнсдорпа (1796–1811) и К. Венцеля (1815–48) в Москве.
В 60-х годах XIX века появились скоропечатные литографские машины. К началу XX века издание нот в России достигло высокого уровня развития, и не уступало по технике полиграфического оформления нотам зарубежных издательств.
Вторая половина XIX и начало XX века в России обозначились настоящим «бумом» на издания музыкальных произведений. Музыка стала частью хорошего воспитания и образования.
Именно в это время появляются русские музыкальные издательства, которые сейчас входят в золотое наследие нотного фонда и занимают особое место в коллекции библиотеки. Так издательство А.К. Гутхейля было основано в 1859 году, в 1861 году начинает свою деятельность издательство П.И. Юргенсона. В 1869 в Петербурге открылось крупное музыкальное издательство "В.В. Бессель и Ко", издававшее не только ноты, но и журналы "Музыкальный листок" (1872-77) и "Музыкальное обозрение" (1885-88).
С 1874 года фирма Бесселя печатала музыкально-педагогическую литературу для фортепианных классов Петербургской консерватории.
В 1885 М.П. Беляев основывает издательство "М.П. Беляев в Лейпциге". Его целью была пропаганда творчества русских композиторов. При этом нототорговая база располагалась в Петербурге, а гравировка и печать осуществлялись в Лейпцигской нотопечатне Редера.
В 1908 г. в Москве Н.К. и С.А. Кусевицкими основывается Российское музыкальное издательство, купившее в 1914 году фирму Гутхейля.
Нужно отметить, что в первые десятилетия XX века существовали и многочисленные музыкальные магазины-фирмы в Ярославле, Ростове-на-Дону, Екатеринбурге, Саратове, Одессе и других городах, занимавшиеся музыкально-издательской деятельностью.
Основной целью этих издательств была пропаганда русской классической музыки и содействие начавшемуся тогда в России распространению музыкального просвещения.
Среди русских музыкальных издательств выделяется деятельность фирмы П.И. Юргенсона. Чтобы иметь возможность издавать произведения русских композиторов - классиков, он переиздавал многочисленные отрывки из оперетт, популярные песни, романсы, пьесы, чем зарабатывал средства на издание серьезных и элитарных сочинений.
Юргенсон был первым и единственным издателем сочинений П.И. Чайковского, которого начинает регулярно издавать с 1868 года. Их сотрудничество продолжалось всю жизнь, и было обоюдным – Юргенсон популяризировал сочинения Чайковского за рубежом, а Чайковский в свою очередь печатался только у Юргенсона.
Печатание нот в то время производилось на ручных станках металлографическим способом. Нотные гравёры и металлографы выписывались из Германии, так как в России было полное отсутствие таковых. Параллельно шло обучение рисованию и гравёрному искусству русских мальчиков. К 1878 г. уже все гравёры, в количестве 15 человек, были русские. Нотопечатня Юргенсона достигла высокой техники нотопечатания. Доказательством качества работ нотопечатни могут служить постоянные заказы, получаемые ею из-за границы, из Англии, Германии, Франции. В начале XX века на предприятии работало 96 человек - 31 женщина и 65 мужчин, 20 гравёров изготавливали в год около 8 000 досок; печаталось литографским способом 10 миллионов оттисков, типографским — 4 миллиона.
В 1878 г. Петр Иванович уменьшил цены своих изданий более чем вдвое, и этим произвёл переворот в ценах на ноты во всей России. Многие мелкие фирмы, не выдержавшие конкуренцию с его предприятием, понемногу прекратили производство и все выпущенные ими издания были приобретены издательством «П. Юргенсон». За 1870-1903 Юргенсон приобрёл 17 музыкальных фирм Москвы, Петербурга, Риги и Одессы.
В 1897 году Юргенсон открывает в Лейпциге отделение фирмы по оптовой продаже её изданий, что способствовало распространению русских музыкальных изданий за границей. В начале XX века фирма имела постоянный сбыт торговцам всех европейских стран, а также Северной Америки, Аргентинской республики, Турции и Египта и продавал ежегодно за границу ноты на сумму более 60 000 марок.
К началу XX века нотоиздательское дело в России достигло высокого уровня развития, не уступая по технике полиграфического оформления нот зарубежным музыкальным издательствам.
Эти музыкальные издательства являлись крупнейшими русскими дореволюционными музыкальными издательствами, сыгравшими большую роль в развитии национальной музыкальной культуры.
Использованы материалы:
1. Маркова А. Из сокровищницы русских музыкальных издательств конца XIX начала XX века // Cетевое издание «Музыкальный центр». -
http://www.muzcentrum.ru/notelib/14588-iz-sokrovishchnitsy-russkikh-muzykalnykh-izdatelstv-kontsa-xix-nachala-xx-veka
2. Трубинов П. Ю. Нотопечатание // Сайт БИГЕНС.ru. - https://bigenc.ru/music/text/3615243
Литература:
Вольман Б. Л. Русские нотные издания ХIХ - начала ХХ века / Б. Вольман. - Ленинград : Музыка, 1970. - 214, [2] с.
Вольман Б. Л. Русские печатные ноты XVIII века / Б. Вольман. - Ленинград : Государственное музыкальное издательство, 1957. - 291, [3] с., [16] л. ил.
Иванов, Г. К. Нотоиздательское дело в России : историческая справка / Г. К. Иванов. - Москва : Советский композитор, 1970. - 63 с.
Кунин М. Е. Нотопечатание : очерки истории / М. Е. Кунин. - 2-е изд., доп. - Москва : Музыка, 1966. - 86 с. : ил., нот.