Бетховен. Почему Бетховен? Почему его музыка стала гимном Европейского Союза («Ода к радости») и звучит во всем мире по самым разным важным и торжественным поводам. Почему он символизирует героизм, истину, добро и красоту? Когда и как он стал не выходящим из моды брендом?
Сегодня существуют неисчерпаемые возможности открыть для себя заново великого немецкого композитора. Представляемая виртуальная выставка - одна из них.
«Бетховен на все времена»
В 2020 году отмечается 250-я годовщина cо дня рождения Людвига ван Бетховена. Под девизом «Открываем заново Бетховена» в Германии планировалось огромное количество культурных событий: концерты, оперные спектакли, выставки, литературные чтения, симпозиумы. Смета программы юбилейного года Бетховена составила 42 миллиона [1]. К сожалению, пандемия внесла в эти планы свои коррективы и сделала неосуществимой мечту о буквальном воплощении в жизнь утопической идеи «Обнимитесь, миллионы!» из бетховенской Девятой симфонии.
И все же невозможно перечислить количество посвященных Бетховену концертов, запланированных или уже состоявшихся в разных странах мира. Существует мнение, что Бетховен — наиболее часто исполняемый композитор на свете. Трудно сказать, насколько это действительно так, но в 2020 году ему, вероятно, удалось бы стать бесспорным лидером.
В дореволюционной России произведения Бетховена были внесены в обязательный репертуар для консерваторского образования.
Точная дата рождения Бетховена неизвестна. Точно известен лишь день его крестин: 17 декабря 1770 года в Бонне. Ребенком он учился играть на фортепиано, органе и скрипке. В семь лет дал первый концерт. В 12 лет Бетховен начал писать свои первые сочинения. В 22 года композитор уехал в Вену, где и прожил до конца жизни. Он скончался 26 марта 1827 года в возрасте 56 лет, предположительно от цирроза печени.
В общей сложности Людвиг ванн Бетховен оставил потомкам более 240 сочинений, среди которых девять завершенных симфоний, пять фортепианных концертов и 18 струнных квартетов. Он, по сути, заново изобрел жанр симфонии, в частности, впервые использовав в Девятой симфонии хор, чего до него никто не делал.
Оперу Бетховен написал лишь одну - "Фиделио".
Иногда в один и тот же год композитор выпускал в свет произведения, столь контрастные между собой, что на первый взгляд трудно распознать черты общности между ними. Лучше всего его понимали аристократы. Люди с хорошим общим образованием, с хорошим музыкальным образованием, которым нравилось что-то необычное, непростое, не сразу понятное.
Среди меценатов Бетховена, поклонников, которые ему заказывали самые трудноисполнимые и заумные произведения были граф (впоследствии князь) Андрей Кириллович Разумовский, русский посол в Вене, князь Николай Борисович Голицын, братья Михаил и Матвей Виельгорские, которые общались с Бетховеном в 1808 году, когда сами были очень молоды, а потом активно пропагандировали его музыку в России.
Богатство и динамика в передаче мыслей и чувств, новое, по сравнению с предшественниками, понимание красоты привели к таким многосторонним оригинальным и художественно неувядающим формам выражения, которые можно обобщить только понятием неповторимого «бетховенского стиля».
Благодаря этому, интерес к творчеству и самой личности композитора не утихал никогда. В начале XX века в России он ознаменовался двумя любопытными изданиями. Книга А. Г-кена вышла тремя частями, каждая из которых посвящена различным граням Бетховена – вехам жизни, своеобразию личности и нюансам творчества.
А. Г-кен
Бетховен : жизнь. Личность. Творчество. Ч. 3 : Творчество. - С.-Петербург : Тип. А. В. Орлова, 1910. - 231 с.
Как отмечает о себе автор книги в предисловии - он не музыкант, и, издавая ее, имеет в виду не музыкантов, а любителей музыки. «Однако, не тех поверхностных любителей, для которых музыка только приправа к физическому удовольствию или простая забава слуха, а тех серьезных любителей музыки, которые в большей или меньшей степени разделяют нижеследующие взгляды».
Не обошел литературным вниманием своего предшественника и Рихард Вагнер, для которого «Бетховенский гений всегда был… величайшим художественным светочем»,- как напоминает нам переводчик книги В. Коломийцев.
Вагнер, Рихард.
Бетховен : (1870) / Рихард Вагнер ; в пер. и с предисл. В. Коломийцева. - Москва ; Санкт-Петербург : Издание С. и Н. Кусевицких, 1911. - 145 с. - (Концертная библиотека).
Книга «Бетховен» - это большой этюд о Бетховене, задуманный, как пространная речь для столетнего юбилея, но, конечно, не произнесенный публично: для этого он и громоздок, и слишком серьезен, однако, свидетельствует о большом литературном даровании Вагнера в его личных оценках Бетховена, как личности, так и творчества. Вагнер писал о Бетховене много и в любом вагнеровском отрывке сквозит восхищение и любовь к Бетховену, преклонение перед ним.
Радикальность представлений Бетховена о роли и значении искусства вообще и музыки в частности сделали его кумиром различных революций, в том числе и социальных. Так в СССР культ Бетховена был тесно увязан с марксистко-ленинской идеологией, и потому все памятные даты из жизни великого композитора отмечались на государственном уровне и с государственным размахом. В 1927 году был образован Бетховенский комитет при Наркомпросе РСРФР и была издана уникальная «Русская книга о Бетховене», включавшая в себя очерки ведущих историков и музыковедов.
Бетховен (1827-1927) : к исполнению в Гос. Акад. филармонии цикла концертов из произвед. Бетховена в ознаменование столетней годовщины его смерти / Гос. Акад. филармония. - Ленинград : Гос. Акад. филармония, 1927. - 59 с., [13] л. прил., 1 л. портр., фронт.
В день принятия сталинской конституции, 5 декабря 1936 года, для делегатов Чрезвычайного съезда советов в Большом театре прозвучала Девятая симфония. Она же была исполнена в 1952 году в Большом зале Московской консерватории по случаю 125-летия со дня смерти Бетховена. А 200-летие со дня рождения композитора в 1970 году праздновалось особенно помпезно.
При изобретении технологии записи музыки на компакт-диски именно длительность Девятой симфонии (более 70 минут) определила параметры нового формата.
Людвиг ванн Бетховен жил и творил уже на рубеже XVIII и XIX веков, в эпоху грандиозных общественных перемен и потрясений – французской революции и наполеоновских войн. Он воспринял высшие достижения европейской музыки предшествующих поколений, стал смелым новатором, оказавшим огромное влияние на последующее развитие мирового музыкального искусства, обогатив его образами героической драматической борьбы, глубоких философских раздумий и проникновенного созерцания красоты природы. Как заметила Ника Вагнер, руководитель Бетховенского фестиваля в Бонне, правнучка Вагнера и праправнучка Ференца Листа: «Бетховен – это человек и музыкант, который на протяжении всей жизни абсолютно ничем себя не запятнал. Это делает его идеальным послом немецкой культуры во всем мире» [5].
Использованная литература:
1. Володина Элла. Юбилейный год Бетховена: что, где, когда https://p.dw.com/p/3UvPD. - Обращение 19.10.20
2. Кириллина Л. Бетховен на все времена // Музыкальное обозрение. – 2020. - № 8. – С. 464-465
3. Кириллина Л. В. Бетховен. Жизнь и творчество : В 2 т. — М.: Московская консерватория, 2009.
4. Кириллина Л. В. Бетховен. — М.: Молодая гвардия, 2015. — 495 с. — (ЖЗЛ)
5. ClassicalMusicNews.Ru https://www.classicalmusicnews.ru/interview/pravnuchka-vagnera-bethoven-byl-pravozashitnikom/. - Обращение 20.10.20