О. А. Кудрявцева, старший научный сотрудник отдела рукописных и редких книг Псковского государственного объединенного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника

_______________________________________________________________________________________

Кудрявцева, О. А. Книги иностранной печати Симона Тодорского, архиепископа Псковского и Нарвского // Материалы Вторых Псковских архивный чтений, 29-30 октября 2007 года / Государственное архивное управление Псковской области, Государственный архив Псковской области ; [сост. : В. П. Волкова, Е. М. Федорова]. - Псков : Логос, 2008. - С. 134-139.

 

С 21 на 22 февраля после долгой болезни в своей архиерейской келье в Пскове умер один из самых просвещенных людей России первой половины XVIII века - Симон Тодорский, архиепископ Псковский и Нарвский (1745-1754 гг.)1. Ученый-богослов, лингвист, семитолог, он получил прекрасное гуманитарное образование. После окончания Киевской духовной академии продолжил его в Германии, в Галльском университете, где изучал не только богословие и философию, но и греческий, еврейский, арабский и другие восточные языки. Среди его преподавателей был известный ученый-лингвист профессор Иоанн Генрих Михаэлис (1668-1738). По завершении университетского курса в 1735 году Симон побывал в «разных местах», работал учителем в белградской школе и в 1738 году вернулся в Киевскую духовную академию преподавателем еврейского, греческого и немецкого языков. В 1740 году постригся в монахи с именем Симон. Как одного из самых подготовленных и образованных богословов России, в 1742 году его пригласили наставником к Карлу Петру Ульриху, будущему императору Петру III, и к его невесте Софии Августе Ангальт-Цербтской, будущей императрице Екатерине II. Он также являлся духовником царской семьи и придворным проповедником. Через год он становится членом Святейшего Синода и принимает участие в издании так называемой Елизаветинской Библии. В 1745 году Симон Тодорский хиротонисан в епископа Костромского и Галичского, а затем в епископа Псковского и Нарвского. С 1748 года - архиепископ.

Псковской епархией и духовной семинарией Симон руководил заочно, так как жил постоянно в Петербурге. В Псковскую духовную консисторию высылались указы и отсылались отчеты о работе. Как и все псковские архиереи, Симон Тодорский уделял особое внимание Псковской духовной семинарии. В первой половине XVIII столетия на правом берегу Великой в Пскове рядом с храмом Николы со Усохи сложился центр студенческой жизни. Каменное здание семинарии, построенное в конце 1730-х годов рядом с Псково-Печерском подворьем, при Симоне Тодорском было отстроено заново после пожара2. Здесь жили студенты за казенный счет. Возглавлял это учебное заведение Геннадий (Григорий) Андреевский (?-1758)3, будущий епископ Костромской (1753-1758). После окончания Киевской духовной академии в Псковской духовной семинарии он постепенно прошел все стадии преподавательской деятельности - от учителя, директора до ректора. Был возведен в сан игумена Великопустынского монастыря, затем стал архимандритом Псково-Печерского монастыря. Преподавал риторику, философию и богословие. Преподаватели семинарии жили недалеко, на подворье Великопустынского монастыря4. При Симоне Тодорском четко определяются временные рамки учебного года в семинарии (с 8 сентября до 11 июля - в память св. Ольги), вводится преподавание богословия5, уточняются списки студентов, не способных к продолжению учебы, которых следует исключить6.

Для подготовки к занятиям учителям семинарии требовались книги, которых не хватало. Симон Тодорский разрешал пользоваться книгами из своей келейной библиотеки, часть ее находилась в Петербурге, а другая - в кельях Псковского архиерейского дома7. В начале 1750-х годов, во время болезни архиепископа, вероятно, вся его библиотека уже находилась в Пскове. После смерти Тодорского оставшиеся «...его преосвященства собственные вещи...» были убраны в «пристойное место», описаны, а описи отправлены в Синод. В начале XIX века эти описи в архиве Синода видел В.В. Щукин, который отметил, что библиотека Симона состоит из рукописей и редких книг, насчитывающих до 800 томов. В ее состав входила не только богословская, святоотеческая литература, но и сочинения античных авторов: Квинта Курция, Корнелия Непота, Цицерона, Овидия, Эзопа, Епиктета и т. д.8

Через год после смерти Симона «...февраля 22 в архиерейском доме внезапно случился пожар, от которого архиерейские деревянные келии с домовыми приборами и оставшиеся от преосвященного Симона книги на разных диалектах погорели»9. В 1866 году в «Очерке истории Псковской семинарии» А. Князев писал: «В Словаре о духовных писателях, под именем Симон Тодорский, говорится, что с 1817 г. передана в библиотеку Псковской семинарии богатая библиотека этого архипастыря. Те ли книги нужно разуметь, которые находились в архиерейской библиотеке, или нет - неизвестно; во всяком случае, она составляет и ныне по отделу богословских книг лучшие ея достояние»10. Вышеизложенные сведения говорят о том, что часть библиотеки Тодорского сохранилась.

Сегодня в Древлехранилище Псковского музея хранится фонд Симона Тодорского11. В его состав вошло 80 документов 1732-1752 гг. Среди них письма самого Тодорского, письма его учеников, друзей на греческом, еврейском, латинском и немецком языках. Некоторые из них были переведены и изданы еще в XIX веке.

Несомненный интерес имеет библиотечный раздел фонда, состоящий из рукописных и старопечатных книг на иностранных языках.

Особую ценность представляют рукописные книги. Пергаментная рукопись IX-X вв. на греческом языке (отрывок из сборника бесед отцов церкви Иоанна Златоуста, Анастасия Синаита и Григория Богослова), а также три рукописи на арабском языке - «Зерцало царей» XV в., словарь «Ас-Сихах» XVI-XVII вв. и Коран XVII в. - были приобретены, вероятно, когда Симон Тодорский уже жил в Петербурге. Как лингвист, знаток древних языков, он понимал значимость этих рукописей.

Не менее интересны и книги иностранной печати XVI, XVII, XVIII вв., которые ранее не привлекали внимание исследователей.

Сегодня в фонде Симона Тодорского хранятся 53 книги на латинском, немецком, еврейском, греческом, арабском и польском языках. Более 70% из них - немецкие издания XVIII столетия. Также представлены швейцарские, голландские, английские, чешские, польские типографии.

Многочисленные пометы, записи на книгах свидетельствуют о принадлежности их псковскому архиепископу. Более сорока изданий имеют владельческие записи: "Ex libris Simeonis Theodorowicz», «Ex libris Simeonis Todorski», «Ex libris S: Todorski», «Ex libris SimonisTodorski». Дарственные записи 1730, 1731, 1735 годов на трех книгах говорят о том, что они были подарены Тодорскому его друзьями в Галле. На форзацных листах пяти книг имеются многочисленные записи, пометы Тодорского, он очень внимательно работал с текстами. На двух книгах указано, что они приобретены в 1752 году в Петербурге в псковскую домовую его преосвященства библиотеку ризничим Вениамином. Анализ всех записей и помет позволяет сделать вывод о том, что основная часть книг попала в библиотеку Симона в период его учебы за границей и в годы преподавания в Киевской духовной академии.

Тематический репертуар библиотеки псковского архиерея разнообразен. В ее состав входили не только труды западноевропейских богословов, Священное Писание, но и светская литература.

Прежде всего, следует отметить Коран, изданный в Гамбурге в 1694 году. Пояснения к тексту даются на латинском и немецком языках. Он имеет не столько научную, сколько историческую и библиографическую ценность. Текст ганноверского издания Библии 1715 года на латинском языке тщательно изучался Тодорским. Об этом свидетельствуют многочисленные пометы на полях. Текст Ветхого Завета переведен на латинский язык гуманистами Э. Тремелио и Юнием, а Новый Завет - Теодором Беза, известным деятелем Реформации в Швейцарии и Франции. В библиотеке Тодорского была знаменитая "Biblia hebraica" 1720 года Иоахима Генриха Михаэлиса, ученого-ориенталиста, профессора лейпцигского, франкфуртского и галльского университетов, основателя "Collegium orientale theologicum" в Галле. На форзаце книги Тодорский записал свои стихи 1734 года. Сохранился и "Новый Завет" 1730 г. на польском языке.

Богословская литература представлена сочинениями преподавателей Галльского университета И. Ланге (1670-1744), А.Г. Франке (1663-1727), И.Г. Михаэлиса (1668-1738), а также произведениями И. Бингхамуса, И.Г. Карпцовиуса, И.И. Рамбаха и т.д.

Как лингвисту, преподавателю иностранных языков, Симону Тодорскому необходимы были языковые словари, грамматики. Сохранились три словаря. Самым ранним изданием является «Ключ Гомера или словарь всех слов, содержащихся в Илиаде и Одиссее Гомера...» на латинском и греческом языках, изданный в Роттердаме в 1604 году. В XVIII веке часто пользовались греко-латинским словарем известного немецкого филолога XVI в. И. Скапулы В библиотеке Тодорского хранилось базельское издание 1620 года этого словаря. В 1735 году Тодорскому в Галле профессор богословия и филологии Христиан Бенедикт Михаэлис подарил «Словарь халдейского, талмудского и арабского языков» основателя еврейского и халдейского языкознания в Германии И. Буксдорфа (1564-1629).

Об изучении восточных языков свидетельствуют также "Grammatica arabica" 1656 г. голландского арабиста, профессора восточных языков в лейденском университете Ф. Эрпения (1584-1624), работы И. Буксдорфа (1564-1629) и И.Г. Михаэлиса.

Философия и юриспруденция в библиотеке псковского архиерея представлены сочинениями Аристотеля и Гуго Гроция (1583-1645).

В наставнической работе, при написании проповедей Симон Тодорский использовал произведения как античных, так и современных историков. Обращают на себя внимание сочинения Марка Терентия Варро (116-26 до н.э.), Иосифа Флавия (37 - после 100 гг.), И. Фрея, Курта Фридриха фон Вриха, Адама Генриха Лакманна (1694-1753). «История» А. Г. Лакманна была издана в шести томах в Гамбурге в 1733 году. Второй том этого издания был посвящен Карлу Петру Ульриху Шлезвиг-Гольштинскому, будущему Петру III. Этот том с многочисленными пометами Тодорского из его библиотеки сохранился. То же издание находилось и в библиотеке императора, только в более роскошном переплете.

Книги иностранной печати из книжного собрания Симона Тодорского, прежде всего, имеют историческую значимость. Но особую ценность наряду с рукописными книгами представляют сочинения Иосифа Флавия, изданные в 1541 году в Базеле у типографа Генрика Петри (1527-1579). Перевод с еврейского языка сделан известным немецким ученым, географом, гебраистом Себастьяном Мюнстером (1489-1552), преподававшим в гейдельбергском и базельском университетах богословие, еврейский язык и математику. На титульном листе этого издания есть две владельческие записи: Симона Тодорского и Лоренца Шольца - немецкого ботаника и врача (1552-1599). Вероятно, «История иудейская...» Иосифа Флавия первоначально принадлежала Шольцу, позднее была приобретена С. Тодорским. Высокие типографские качества этого издания позволяют отнести его к произведениям искусства.

Небольшие по размерам, в четвертую или восьмую долю листа, в простых пергаментных или кожаных переплетах, книги из библиотеки псковского архиерея удобно было переносить или перевозить в сумках или сундуках. Они, прежде всего, предназначались для работы. Тематический репертуар сохранившихся изданий подходил для использования их в преподавательской деятельности. Вероятнее всего, Симон Тодорский в последний год своей жизни или сам отобрал книги для Псковской духовной семинарии, или книги были отобраны сразу же после его смерти и во время пожара уже не находились в архиерейских кельях. Позднее они поступили в библиотеку духовной семинарии, а в 1920 году в ее составе были перевезены в Псковский музей.

 

1 ГАПО. Ф. 39. Oп. 1. Д. 23. Л. 4.

Русский биографический словарь. [Т. 18] : Сабанеев - Смыслов. - СПб, 1904 - С. 498.

Смиречанский В., протоиерей. Историко-статистический сборник сведений о Псковской епархии : Псковская епархия : (Исторический очерк с XVI-XIX в.). [Ч.] II : Период самостоятельности Псковской епархии, 1589-1800 г. [Вып.] 1 : Псковские архипастыри. / сост. В. Смиречанский. - Остров, 1895. - С. 109.

Щукин В. В. Симон (Тодорский), архиепископ Псковский и Нарвский : (биографический очерк). - Псков, 1899. - С. 53.

2 ГАПО. Ф. 39. Оп. 1. Д. 21. Л. 104.

Родникова И. С. К 1100-летию Пскова : «... Из собственной келейной его преосвященства суммы...» // Светильник : Религиозное искусство в прошлом и настоящем. - 2003. - № 1. - С. 80.

3 Русский биографический словарь. [Т. 4] : Гааг-Гербель. - СПб, 1914. - С. 402.

4 ГАПО. Ф. 39. Оп. 1. Д. 18. Л. 9; Д. 21. Л. 110.

5 ГАПО. Ф. 39. Оп. 1. Д. 18. Л. 196, 205.

6 ГАПО. Ф. 39. Оп. 1. Д. 18. Л. 205, 380; Д. 21. Л. 77-84.

7 ГАПО. Ф. 39. Оп. 1. Д. 20. Л. 55; Д. 21. Л. 240.

8 Щукин В. В. Указ. соч. - С. 90.

9 Смиречанский В. Указ. соч. - С. 109.

10 Князев А. Очерк истории Псковской семинарии. - М., 1866. - С. 43-44.

11 ПГОИАХМЗ, Отдел «Древлехранилище». Ф. 820.