О. А. Кудрявцева, старший научный сотрудник отдела рукописных и редких книг Псковского государственного объединенного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника
_______________________________________________________________________________________
18 февраля 2010 года в Псковской картинной галерее (Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник) открылся зал «Западноевропейское искусство». Здесь представлены не только произведения итальянских, фламандских, голландских, немецких, французских живописцев, но и художественные владельческие книжные переплеты, западноевропейская графика XVI-XVIII столетий из фондов Отдела рукописных и редких книг Псковского музея-заповедника.
Особую ценность представляют книги XVI века. Возрождение - это один из самых ярких периодов в истории европейской культуры. Расцвет искусства Ренессанса связан с Италией. Крупными художественными центрами являлись Флоренция и Венеция. Многие венецианцы имели библиотеки, изучали греческий и латинский языки, читали античных авторов. Здесь работало немало выдающихся ученых, художников, поэтов, философов. В XVI столетии в венецианских типографиях печаталось большое количество книг, спрос на которые был огромен. Венецианские издания были хорошо известны в странах Европы. В экспозиции представлены четыре книги, принадлежавшие известнейшим итальянским типографским фирмам.
Самым знаменитым венецианским книгоиздателем и владельцем крупнейшей в Европе типографии являлся Альд Мануций Старший, филолог, лингвист, собиратель книг и предметов искусства. После его смерти издательское дело продолжили его сын Павел и внук Альд Мануций Младший.
В экспозиции представлены сочинения Альда Мануция Младшего (1547-1597), изданные в Венеции в 1576 году. На титульном листе можно видеть типографскую марку этой издательской фирмы: профильное изображение основателя, Альда Мануция Старшего, в берете. Именно от марки Альда пошли типографские и издательские марки известнейших европейских типографов Этьена, Плантена, Эльзевира с изречениями, девизами, поговорками. Альд Мануций Старший стал издавать книги небольшого формата, которые удобно было положить в карман, в сумку, легко перевозить в сундуках с одного места на другое.
Обычно книги выходили из типографской мастерской без переплета, и владелец уже сам заказывал его мастеру. Альд Мануций был одним из первых типографов, который стал выпускать книги с переплетами. К итальянским переплетам эпохи Возрождения можно отнести маленький томик с сочинениями Павла Мануция (1512-1574), сына Альда Мануция Старшего.
Другой старейшей итальянской фирмой «Джунта» была издана «Философия» Аристотеля. Фирма имела свои представительства в Риме, Лионе, Лондоне, Мадриде и других городах Европы. Небольшой том в простом пергаменном переплете из псковского собрания увидел свет в Лионе в 1579 году у Иоанна Джунты.
Гравюры немецких художников-графиков Лукаса Кранаха Младшего и Иоста Аммана, а также коллекция немецких художественных владельческих переплетов представляют искусство Северного Возрождения.
Лукас Кранах Младший (1515-1586) родился и основную часть жизни провел и проработал в Виттенберге. Этот город являлся резиденцией саксонского курфюрста Фридриха Мудрого. Его придворным художником стал Лукас Кранах Старший (1472-1553). В 1502 г. в Виттенберге был основан университет, в котором с 1507 г. преподавал Мартин Лютер, а с 1518 - его друг и сподвижник Филипп Меланхтон (1497-1560). Лукас Кранах Старший и его сын Лукас Кранах Младший писали портреты этих немецких реформаторов.
После смерти Меланхтона в 1560 г. в Виттенберге начинают издавать его сочинения. В фондах Отдела рукописных и редких книг Псковского музея хранятся три тома этого издания. Несомненно, Лукас Кранах Младший, который в это время продолжал работать в Виттенберге, был привлечен к этой работе. На титульных листах фолиантов представлен портрет Меланхтона, сделанный с ксилографии Лукаса Кранаха Младшего в 1560 г. А в том 1577 года издания была вплетена гравюра «Троица». Внизу, под фигурами Бога-отца и Иисуса, - монограмма «CR» («Cranach»).
С начала XVI столетия крупным издательским центром в Германии становится Франкфурт-на-Майне. Там функционировало сразу несколько издательских фирм. Лучшим из франкфуртских издателей второй половины XVI столетия являлся Зигмунд Фейерабенд. К издательской деятельности он привлекал и родственников. «История» византийского ученого XII-XIII вв. Никиты Аккомината издана во Франкфурте-на-Майне в 1568 году. На титульном листе - типографская марка Фейерабендов, созданная Иостом Амманом (1539-1591), художником-графиком Северного Возрождения.
Швейцарец по происхождению, Иост Амман первую часть своей жизни проработал в Цюрихе, затем переехал в Нюрнберг, родину гениального немецкого художника Альбрехта Дюрера. Специализировался Амман на книжной иллюстрации. Его гравюры украсили более 70 книг. Им исполнено около 200 гравюр на металле и более 1200 - на дереве. Типографская марка Фейерабентов - это сложная композиция, состоящая из картушей, связок плодов, крылатых женских фигур, сатиров, панов, играющих на сирингах. В центре, в овале, среди волн, представлен плывущий на дельфине и играющий на арфе Орфей - символ базельского типографа Иоанна Опорина. Вверху, на облаках, восседает крылатая женская фигура, трубящая в трубы, символизирующие хорошую и плохую Славу. Это издательская марка Зигмунда Фейерабенда. Внизу монограмма «I A». Свои инициалы художник ставил только в тех случаях, когда все работы по созданию гравюры исполнялись им собственноручно.
Гордостью Псковского музея могут считаться немецкие датированные художественные владельческие переплеты XVI столетия. Они украшают швейцарские и немецкие издания на латинском и греческом языках самых известных западноевропейских типографов Базеля, Цюриха, Виттенберга, Франкфурта-на-Майне. Это и фолианты, и небольшие по размеру книги в четвертую или восьмую долю листа. Некоторые из них имеют даты создания (1543, 1566, 1594, 1633) и позволяют проследить развитие немецкого переплетного искусства на протяжении всего XVI - начала XVII столетий. Самый ранний из них датируется 1543 годом и украшает Библию, изданную в Цюрихе в 1539 году.
Роскошные фолианты и более скромные по оформлению книги рассчитаны на то, что их будут держать в руках, внимательно рассматривать, любоваться художественным тиснением.
Для немецких переплетов характерны деревянные крышки, обтянутые светлой толстой свиной кожей, на которой сделаны тиснения штампами. Центр крышек заполнен изображениями: танцующими и бьющими в барабаны малышами, портретами владельцев книг, изображениями видных деятелей Реформации Мартина Лютера и Филиппа Меланхтона, сценами из Библии. В XVI веке появилось тиснение золотом. Золотой тисненый суперэкслибрис с изображением немецкого баронского герба украшает крышку переплета 1633 года. Это сочинения испанского иезуита Де ла Церды, изданные в Лионе в 1626 году.
Вокруг центрального изображения на крышках немецких переплетов - орнаменты с медальонами, в которых представлены изображения святых, портреты римских императоров, Лютера, Меланхтона, Яна Гуса, нанесенные роликовыми штампами. Объем бинтов или гребешков на корешках переплетов, образованных шнурами, к которым пришиты тетради блока книги, подчеркнуты тиснеными линиями. Обрезы в этих изданиях или окрашены в красный цвет и имеют блеск от лощения, или окрашены красными полосами, придающими особый декоративный эффект книжному блоку. Их дополняют бронзовые застежки, сделанные из одной или из двух витых пластин. Постепенно застежки заменяются на шелковые завязки, а затем исчезают совсем.
С XVI столетия в качестве переплетного материала начинают использовать пергамен (недубленую кожу животных). Пергамен жесткий, поэтому хорошо сохраняет блок книги. Благодаря пергаменному переплету «Сочинения» Вольфганга Мускулуса, изданные в Базеле в 1599 году, имеют прекрасную сохранность. В центре крышек этого переплета - восточный орнамент из лент и листьев. Цветом и жесткостью пергамен напоминает кость рога, поэтому такие переплеты еще называли роговыми.
Декорировка пергаменных переплетов была скромной. Тонкие золотые рамки с легким орнаментом, напоминающим кружево, заполняют края крышек и гладкий корешок переплета «Сочинений» испанского иезуита XVI века Людовика Гранадского. Золоту тисненых рамок вторят золотые обрезы. Книги изданы в Антверпене в мастерской знаменитых фламандских типографов Плантенов в 1614 году.
В XVII столетии в западноевропейском искусстве получает развитие стиль барокко. В это время для переплетов широко используется телячья кожа коричневого цвета. Среди западноевропейских датированных переплетов XVII века, хранящихся в фондах музея, привлекает внимание переплет 1666 года. Это «История» римского писателя Тита Ливия, изданная во Франкфурте-на-Майне в 1659 году. Чтобы сделать крышки более красочными, коричневую кожу сверху покрывали цветным прыском (красными и черными пятнышками), а обрезы окрашивали в синий свет и торшонировали ромбами и золотыми звездами.
К этим томам близок переплет книги «Никомахова этика» Аристотеля, изданной в 1607 г. в Лейдене, родном городе знаменитого голландского художника Рембранта ван Рейна. Картонные крышки переплета обтянуты коричневой кожей, в центре крышек - золотой тисненный суперэкслибрис. Цветовую гамму переплета дополняет цветной прыск обрезов.
В Голландии в XVII веке работало много известных типографов. Наряду с всемирно известной типографской фирмой Эльзевиров следует назвать издательский дом Блау. Иоганн Вильгельм Янсоон Блау (1571-1638), математик, астроном, географ, ученик и друг известного датского астронома Тихо Браге, в 1606 г. в Амстердаме основал свое издательство. Он выпускал карты, глобусы, атласы, которые пользовались большим спросом. Голландии, обладающей мощным морским флотом, позволявшим голландцам путешествовать и торговать со странами Ближнего и Дальнего Востока, требовались карты. И продукция Блау отвечала этим требованиям.
После смерти основателя фирмы его дело продолжили сыновья Корнелий и Иоанн. В середине 1660-х годов в их типографии вышло пять изданий атласов на голландском, латинском, французском, испанском и немецком языках. В 1662 году появилось одиннадцатитомное издание «Большого атласа». В Псковском музее сегодня хранятся восемь томов этого атласа на латинском языке. Два из них представлены в экспозиции.
Каждый том этого роскошного издания насчитывает около или более 200 листов с картами и текстами на латинском языке. Это описания, сообщения, разнообразные справочные сведения о странах, их природных богатствах, торговых путях, быте народов, их населяющих. Все карты имеют художественно оформленные титулы, масштабные линейки, краткие тексты, а также панорамные изображения, планы городов, крепостей, гербы. Это настоящие произведения картографического искусства. На карте полушарий мира представлены четыре части света, известные в Европе к середине XVII столетия: Европа, Азия, Африка и Америка. Свободные пространства заполняют аллегорические фигуры звезд, луны, времен года, представленные в образах Флоры, Цереры, Бахуса и Зимы - старика, греющего руки.
Все элементы атласов Блау: пергаменные переплеты с золотым тиснением, золотые обрезы, шелковые зеленые завязки, прочная тряпичная бумага с водяными знаками, изображающими Атласов и слонов, высококачественная печать, художественное оформление карт - являются результатом кропотливого труда многих людей: печатников, переплетчиков, художников и граверов XVI - XVII столетий. Не случайно девизом Блау явилось высказывание «Indefessus agendo» («Руки неутомимые в работе»).
Наряду с географическими атласами в Голландии издавали большое количество книг с изображениями животных, птиц, разнообразных растений. Интерес к зоологии появился в Западной Европе в XV-XVI столетиях в связи с великими географическими открытиями. В Западной Европе появились атласы растений, животных, птиц. К таким атласам относятся два роскошных фолианта «Theatrum universale omnium animalium» («Всеобщий театр животных») Генриха Рюйша (?-1727), изданные в Амстердаме в 1718 году.
Генрих Рюйш, голландский ботаник, медик, жил и работал в Амстердаме. Его отец, Фридрих Рюйш (1638-1731), был известным голландским анатомом. Анатомический кабинет Ф. Рюйша посещал Петр I во время своего пребывания в Голландии. А в 1717 году Фридрих Рюйш продал свой несравненный «Naturalien Kabinet» русскому царю Петру I. Этот «Кабинет» лег в основу Кунсткамеры в Петербурге.
Роскошное издание Г. Рюйша имеет гравированный фронтиспис с изображением аллегорической фигуры Науки с четырьмя частями света в окружении животных, птиц и типографскую марку на титульном листе. В этот фолиант входят таблицы с гравированными изображениями птиц, насекомых, рыб, млекопитающих и земноводных. Атласы Рюйша пользовались в XVIII-XIX столетиях особой популярностью.
XVII-XVIII века - время формирования и расцвета французской книжной графики и переплетного искусства. При Людовике XIII в 1640 году в Лувре была открыта Королевская типография. Директором был назначен Себастьян Крамуази (1584-1669), один из известнейших парижских королевских типографов. В экспозиции представлено сочинение греческого писателя XV века Георгия Кодина «Об обязанностях и должностях константинопольского двора и церкви...», увидевшее свет в типографии Крамуази в 1625 году. Издание Крамуази отличается высокими типографскими качествами. Этот фолиант - образец роскошного оформления французской книги первой половины XVII века. Перед посвящением французскому королю представлен фронтиспис - гравированный портрет Людовика XIII в обрамлении аллегорических фигур, датированный 1624 годом. Посвящение украшают изящная заставка и инициал.
В 1655 году в Королевской типографии была отпечатана «История» византийского писателя XII века Константина Манассиса. Типографская марка Королевской типографии занимает почти половину титульного листа: три лилии на щите под короной - это герб французских королей. Когда-то эта «История» принадлежала крупнейшему российскому библиофилу Петру Сухтелену (1751-1836). Об этом говорит сохранившийся экслибрис.
В XVIII столетии появляются богато иллюстрированные издания, в оформлении которых принимали участие многие талантливые французские художники. В 1722 году в Париже были изданы два тома «Словаря ...» Августина Кальмета (1672-1757) - ученого монаха-бенедиктинца. Фолиант, который представлен в витрине, имеет гравированный фронтиспис, заставки, концовки, географические карты, около 100 гравюр, выполненных по рисункам Себастьяна Леклерка II (1676-1733). Изображения пейзажей, архитектурных построек, одежды, предметов, необходимых для совершения религиозных обрядов, раскрашены акварелью.
Рядом со словарем Кальмета - четыре акватинты из парижского издания 1792 года «Портреты известных мужчин и женщин, памятные иллюстрации и сюжеты Франции». Это своеобразная история Франции в картинках. Около 200 портретов, батальных и жанровых композиций, датированных с 1786 по 1792 год, гравированы с рисунков Сержана, Дефонтена и других рисовальщиков. Гравюры из книги когда-то были изъяты и стали предметом коллекционирования.
В XVIII столетии французские издания имели роскошные переплеты, созданные в разных стилях. В экспозиции представлен французский переплет из сафьяна гранатового цвета с золотым обрезом. Это «Римский Миссал», изданный в Лионе в 1707 году. В центре крышек переплета - щит с тремя золотыми лилиями под короной - символ королевского дома Бурбонов. Возможно, этот фолиант когда-то принадлежал одному из многочисленных членов этой семьи.
Парижские издания XVIII - начала XIX веков привлекают внимание скромными коричневыми переплетами из телячьей кожи с черными вкраплениями, имитирующими разные сорта дерева и кости. Они имеют разнообразное золотое тиснение на корешках, красные лощеные обрезы и тонкие зеленые или синие шелковые закладки - ляссе. В середине XVIII века в искусстве Франции возрождается интерес к античному искусству. Стали ипользовать древний материал - пергамен. В орнаментации переплетов появляются меандр, гирлянды, розетки, пальметы. Образцом могут служить «Сочинения» древнеримского историка Тацита, изданные в Париже в 1799 году.
Уже в конце XVIII столетия появляются комбинированные (составные) переплеты, которые были намного дешевле кожаных. Крышки обклеиваются бумагой, имитирующей кожу и дерево. Кожа сохраняется только на корешке и уголках крышек. Обрезы покрываются мраморным орнаментом. К капталам прикрепляются шелковые закладочки - ляссе. Порой книги напоминают красивые изящные шкатулки.
Художественным переплетам соответствовали и форзацы. В представленных в экспозиции западноевропейских переплетах XVI- XVII веков форзацы, в основном, сделаны из белой тряпичной бумаги, а во французских переплетах XVIII века преобладает мраморная декоративная бумага разнообразных цветовых гамм. Орнаменты на этой бумаге состоят из разноцветных завитков, полос, напоминающих оперенье павлина, поэтому часто такую бумагу называют «павлиний глаз», «павлиний хвост», «павлинье перо».
Цельнокожаные, комбинированные, с суперэкслибрисами - переплеты привлекали внимание цветовым и художественным оформлением. Стоили они всегда очень дорого, к ним бережно относились, хранили их в кабинетах и библиотеках, они говорили о высоком социальном статусе владельцев. Особенностью псковского собрания является преобладание немецких и французских художественных переплетов.