О. А. Кудрявцева, старший научный сотрудник отдела рукописных и редких книг Псковского государственного объединенного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника

_______________________________________________________________________________________ 

Кудрявцева, О. А. Из истории псковских архиерейских библиотек XVIII в. (книжные собрания Гедеона Криновского и Иннокентия Нечаева) // Материалы Первых Псковских архивных чтений, 27-28 ноября 2006 года / Государственное архивное управление Псковской области, Государственный архив Псковской области : [отв. за вып. О. В. Федотов, сост. В. П. Волкова, Е. М. Федорова]. - Псков : [Логос], 2007. - С. 154-159.

 

Архиерейские библиотеки XVIII века, как целостные книжные собрания, не дошли до нашего времени. Многие из них исчезли в ходе исторических событий, другие оказались рассеянными по разным библиотекам. Подобная судьба была уготована и псковским архиерейским библиотекам.

В XVIII-XIX веках книги псковских архиереев поступили в Псков и вошли в состав библиотеки Псковской духовной семинарии, которая в 1920 году была перевезена в Псковский музей. Только во второй половине 1950-х и в 1960-е годы на основании владельческих записей и экслибрисов Леонид Алексеевич Творогов, заведующий Псковским древлехранилищем, сумел воссоздать архиерейские книжные собрания. Богословское содержание старопечатных книг XVI-XVIII вв. на греческом и латинском языках не привлекало внимание местных исследователей. До недавнего времени не известна была ни история этих библиотек, ни их тематический репертуар. Поэтому даже небольшие сведения, обнаруженные в Псковском архиве, имеют для нас большое значение.

Среди книжных собраний, хранящихся сегодня в Псковском музее, заслуживают внимания книги из библиотек двух псковских архиереев: Гедеона Криновского и Иннокентия Нечаева. В их судьбе было много общего. В то же время эти книжные собрания отражают не только профессиональные и личные интересы архиереев, но и вкусы времени двух русских императриц: Елизаветы Петровны и Екатерины П.

Биографические сведения обоих архиереев скупы и дают лишь общее представление об их судьбе.

Гедеон Криновский, епископ Псковский и Нарвский (1722- 1763)1, прожил короткую жизнь, всего 37 лет. Он вошел в историю русской словесности XVIII столетия как блестящий оратор и проповедник.

Сын пономаря, Гедеон закончил Казанскую духовную семинарию и несколько лет в ней преподавал. Свое образование он завершил в Московской духовной академии, а с 1753 года стал придворным проповедником императрицы Елизаветы Петровны. Популярность его росла, о чем свидетельствует быстрый рост его духовной карьеры. В течение одного 1757 года он стал сначала архимандритом ставропигиального Савина-Сторожевского монастыря, затем настоятелем Александро-Невского монастыря в Петербурге и, наконец, настоятелем Свято-Троицкой лавры. Через четыре года, в 1761 году, он хиротонисан в епископа Псковского и Нарвского. В 1763 году по дороге из Москвы в Псков он заболел и скончался 22 июля в Пантелеймоновом монастыре недалеко от Пскова. Был похоронен в Ольгинской церкви Троицкого собора.

После смерти Гедеона его имущество было описано. В Пскове оказалось около 50 книг на «...российском и латинском диалектах...»2. Основная же часть его книжного собрания хранилась на Псковском архиерейском подворье в Петербурге. Она насчитывала около 400 книг. В 1764 году по указу Екатерины II библиотека Гедеона Криновского была передана в распоряжение Псковских архиереев, и о ней забыли3.

В довоенном Псковском музее находилось 130 книг иностранной печати, имеющих экслибрис Гедеона. В годы войны бесследно исчезло 29 томов4.

Сегодня в фонде Гедеона Криновского всего 102 книги на греческом и латинском языках5. Преобладают французские, немецкие, голландские и фламандские издания, немногочисленны английские, швейцарские и итальянские. На основании датированных экслибрисов можно определить временные рамки формирования его библиотеки - с 1751 по 1760 год. Наибольшее количество сочинений приобреталось в 1755-1757 годах и в 1759 году - время работы Гедеона Криновского над изданием своих проповедей и пребывания настоятелем Троице-Сергиевой лавры.

Основную часть книжного собрания (77%) составляет богословская литература: сочинения отцов церкви, а также труды западноевропейских богословов XVI-XVII вв. Светская литература (23%) представлена сочинениями Светония, Клювера, атласами Блау и Рюйша, физикой Кирхера. Отсутствуют Священное Писание, богословская литература, а также словари, необходимые для работы с иностранной литературой.

В библиотеке Гедеона есть книги известнейших западноевропейских типографов и издательств XVI-XVII столетий: Этьена, Плантена, Эльзевира. Среди них особую ценность представляют сочинения Иоанна Дамаскина, отпечатанные в 1507 году у основателя династии французских типографов Анри Этьена в Париже. Это самая ранняя печатная книга, которая хранится сегодня в Древлехранилище. К роскошным изданиям следует отнести атласы Блау, изданные в Амстердаме в 1662 году. Эти фолианты в пергаменных переплетах с золотым тиснением и шелковыми зелеными завязками включают около 400 карт и гравюр, составленных разными учеными, путешественниками и географами в XVI-XVII веках. Они представляют четыре части света, известные в то время: Европу, Азию, Африку и Америку. Над этими картами трудились многие художники и граверы, создавая произведения картографического искусства.

По значимости книжное собрание Гедеона Криновского можно сравнить с библиотекой Иннокентия Нечаева, архиепископа Псковского и Рижского (1722-1799)6, который возглавлял Псковскую епархию на протяжении 35 лет, с 1763 по 1798 год, и являлся одним из выдающихся архиереев в царствование Екатерины П. Он так же, как и Гедеон, получил образование в Московской духовной академии, затем стал профессором философии и префектом этого учебного заведения, затем архимандритом и наместником Свято-Троицкой лавры. Так же, как у Гедеона, у него был стремительный взлет его духовной карьеры. В течение 1763 года он становится епископом Карельским, затем - Тверским и, в конце концов - Псковским. Уже в 1770 году Иннокентий был возведен в сан архиепископа и стал членом Синода, принимал участие в составлении знаменитого «Словаря Академии Российской» и был избран почетным членом Российской Академии Наук. Им пересматривалось «Положение о духовных учебных заведениях». В 1789 году Иннокентий Нечаев ушел на покой. Умер он в 1799 году и был похоронен в Благовещенской церкви Александро-Невской лавры.

По его завещанию вещи и деньги были отданы его наследнику - надворному советнику Петру Нечаеву. На Псковском архиерейском подворье в Санкт-Петербурге осталась часть библиотеки Нечаева, которая хранилась там до 1814 года. В 1814 году преемник Иннокентия Ириней (Клементьевский), архиепископ Псковский, Лифляндский и Курляндский, ушел на покой и остатки дней своих решил провести в Александро-Невской лавре в келье, которую занимал Серафим, архиепископ Тверской. Синод издал указ о перемещении Тверского архиепископа на Псковское подворье. Вещи, книги, которые оставались там, были пересмотрены, описаны и упакованы. Книги Нечаева сложили в четыре ящика, на которых были поставлены по две печати - Псковской архиерейской конторы и преосвященного Серафима, архиепископа Тверского. В начале 1815 года книжное собрание Иннокентия отправили в Псков в Псковское семинарское правление7.

В довоенном Псковском музее хранилось 111 книг иностранной печати с экслибрисами Иннокентия, из них в годы войны оказались утраченными 28 томов8. Сегодня в фонде Иннокентия Нечаева хранится 83 фолианта. В них входит 121 издание на латинском и греческом языках. Некоторые из этих томов - конволюты (сборники). Преобладают немецкие и швейцарские издания XVI-XVII веков9.

Тематический репертуар небогат. В основном - это богословская литература. Это сочинения отцов церкви, а также работы крупных протестантских деятелей: Иоганна Бренца, Филиппа Меланхтона, Жана Кальвина. Есть произведения фламандских, английских, голландских, испанских, итальянских богословов XVI-XVII веков. Светская литература представлена именами Плутарха, Иосифа Флавия, Исократа, Тита Ливия, Тертуллиана, Пуффендорфа.

Экслибрисы на книгах Нечаева свидетельствуют о том, что некоторые из них ему дарили, другие приобретались специально для него, многие имеют владельческие надписи предыдущих владельцев. Преобладают польские, немецкие и прибалтийские фамилии. Вероятно, книги попали в библиотеку Иннокентия через Ригу.

К самым ценным изданиям следует отнести фолиант «Сочинения Иллария Пиктавийского» в переводе Эразма Роттердамского. Книга издана в 1523 году в Базеле у знаменитого печатника Иоганна Фробена. Титульный лист и инициалы сделаны по рисункам выдающегося немецкого художника эпохи Возрождения Ганса Гольбейна Младшего. Не менее интересны издания сочинений видного протестантского деятеля Филиппа Меланхтона 1563, 1577 и 1580 годов. Его портрет, сделанный с гравюры крупнейшего немецкого художника Лукаса Кранаха Младшего, украшает титульные листы этих фолиантов. В книжном собрании Иннокентия только одно иллюстрированное издание - «Inventarium Historiae Fransicae», отпечатанное во Франкфурте-на-Майне в 1625 году, включающее 65 портретов французских королей.

Среди книг Нечаева насчитывается двенадцать датированных переплетов XVI-XVII веков. Деревянные крышки фолиантов обтянуты светлой кожей с художественным тиснением. Встречаются сюжеты из Ветхого Завета, аллегорические фигуры «Правосудия», «Фортуны», пейзажи, портреты реформаторов М. Лютера, Ф. Меланхтона. На некоторых переплетах сохранились красивые медные витые застежки.

Высокие типографские качества книг, отпечатанных у лучших западноевропейских типографов XVI-XVII веков, высокохудожественные иллюстрированные гравированные издания, роскошные переплеты с тиснением свидетельствуют о том, что Гедеон и Иннокентий любили и ценили книги.

Литература на латинском и греческом языках требовала очень хорошей подготовки. Псковские архиереи XVIII века были знатоками древних языков, они занимались переводами. Их личные библиотеки состояли в основном из книг иностранной печати. Это было характерно для высшего духовенства XVIII столетия, так как именно в это время в русской церковной школе утвердились западная культура и западное богословие. Наличие широкого спектра богословской литературы в этих собраниях объясняется профессиональной деятельностью архиереев и необходимостью написания проповедей и богословских работ. Интересы Гедеона и Иннокентия были разнообразны. Об этом говорят труды по истории, географии, зоологии. Собрания книг из библиотек Гедеона и Иннокентия свидетельствуют об их высокой образованности и эрудиции.

___________________________________________________________

1 Евгений (Болховитинов), митрополит. Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина Греко-Российской Церкви. - Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1995. - С. 61-62; Русский биографический словарь : (Г). - СПб., 1914. - С. 324-326; Словарь русских писателей XVIII в. Вып. 2 : (К-П). - СПб., 1999. - С. 61-62; Смиречанский В. Гедеон Криновский, епископ Псковский и Нарвский (1761-1763) // Псковские епархиальные ведомости. - 1886. - № 2, 3; Смиречанский В., протоиерей. Историко-статистический сборник сведений о Псковской епархии : Псковская епархия : (Исторический очерк с XVI-XIX в.). [Ч.] II : Период самостоятельности Псковской епархии, 1589-1800 г. [Вып.] 1 : Псковские архипастыри. - Остров, 1895. - С. 113; Смирнов С. К. Московская славяно-греко-латинская семинария. - М., 1885. - С. 214; Титов Ф., протоиерей. К биографии Гедеона Криновского, епископа Псковского и Нарвского. - Казань, 1907.

2 ГАПО. Ф. 39. Оп. 1. Д. 28. Л. 325, 328, 550, 575, 579, 600, 603.

3 Титов Ф., протоиерей. К биографии Гедеона Криновского, епископа Псковского и Нарвского. - Казань, 1907.

4 ПГОИАХМЗ, Древлехранилище. Довоенная инвентарная книга № 1 (иностранные книги).

5 ПГОИАХМЗ, Древлехранилище. Ф. 166.

6 Евгений (Болховитинов), митрополит. Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина Греко-Российской Церкви. - Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1995. - С. 200-201; Русский биографический словарь : (И-К). - СПб., 1897. - С. 118-119; Смиречанский В., протоиерей. Историко-статистический сборник сведений о Псковской епархии. [Ч.] II, [вып.] 1. - Остров, 1895. - С. 113; Смирнов С. К. Московская славяно-греко-латинская семинария. - М., 1885. - С. 210.

7 ГАПО. Ф. 39. Оп. 1. Д. 63. Л. 153; Д. 79. Л. 57-58; Д. 186. Л. 140.

8 ПГОИАХМЗ, Древлехранилище. Довоенная инвентарная книга № 1 (иностранные книги).

9 ПГОИАХМЗ, Древлехранилище. Ф. 500.