Главная | Публикации | История Псковской книжной культуры |

 









Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Осипова, Н.П. История Псковской книжной культуры / подготовила Т.В. Медникова, ученый секретарь Псковского государственного объединенного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. // Псковские хроники : История края в документах и исследованиях. Вып. 4 / [сост.: Е.П. Иванов, М.М. Медников]. - Псков : Изд. дом "Стерх", 2004. - С. 68 - 72.

 

Нина Петровна Осипова (1937-2001 гг.) долгое время возглавляла отдел рукописных и редких книг Псковского музея, или Древлехранилища. Она работала вместе с Л.А. Твороговым и после его смерти приняла этот отдел. Относясь с уважением к памяти о Леониде Алексеевиче, отстаивала принятую им уникальную систему фондового хранения. Под ее руководством были составлены не только картотеки и описи фондов, но и алфавитный каталог книг и документов, находящихся в Древлехранилище, что значительно упростило работу исследователей, пользующихся материалами фондов.

Ее стараниями Древлехранилище пополнилось многими редкими книгами, в том числе рукописными, поскольку много лет подряд Нина Петровна возглавляла археографические экспедиции. Ее работа в отделе, прежде всего, была связана с рукописной книгой, она была хорошим специалистом - археографом и палеографом. Результатом этой работы были изданные ею «Каталог славяно-русских рукописей Псковского музея-заповедника» (Псков, 1991), «Каталог книг кириллической печати XVIII века Псковского музея-заповедника» (Псков, 1996), «Каталог книг кирилловской печати XVI-XVII веков Псковского музея-заповедника» (Псков, 1985), буклет «Псковская книжность» (СПб., 2000).

Она любила свою работу, была бесконечно предана ей, любила книгу и знала ей цену, не материальную, конечно. Ее мечтой был музей книги в Пскове. В ее архиве сохранен разработанный ею тематико-экспозиционный план музея книги. Нина Петровна давала высокую оценку псковской книжной культуре, ее особенностям.

В последние годы, до ухода на пенсию, она работала над составлением «Каталога старообрядческой книги в составе Древлехранилища». Он остался в рукописи. Ею была подготовлена замечательная телевизионная передача о старообрядцах в серии «Псковские тайны». Она с уважением относилась к ним и, особенно, к их книжной культуре.

Она любила город, в котором жила, не случайно по ее инициативе при музее было создано Ольгинское общество, которое много сделало для восстановления нашей исторической памяти, особенно мест, связанных с нашей землячкой - княгиней Ольгой.

 

История псковской книжной культуры насчитывает не одно столетие и является яркой страницей, дополняющей и отражающей в новом свете многие стороны жизни древнего и современного Пскова. Среди выдающихся памятников письменности Древней Руси псковские рукописи XI-XV вв. занимают заметное и достойное место. Можно назвать такие рукописные книги, как Псковский устав XI в. с рисунками бытового характера, Паремейник 1271 г., писец которого был близок князю Довмонту, с этой книгой связано зарождение тератологического (звериного) стиля псковской книжности.

Апостол 1307 г. с припиской из «Слова о полку Игореве». Сборник XV в. со «Словом о погибели русской земли», лицевая Палея 1477 г. с иллюстрациями в тексте, Евангелие 1409 г., переписанное псковичом Лукой и являющееся, по мнению специалистов, одним из шедевров книгописания.

В XIII-XV вв. Псков был одним из выдающихся центров книжного дела. В оформлении псковских рукописных книг были свои отличительные особенности: зеленый фон тератологических заставок и инициалов, преимущественное изображение человеческого лица в инициалах в фас. Широкое использование желтого цвета, менее условное изображение человеческих лиц и птиц в орнаменте.

Псковские писцы оставляли на полях рукописей замечательные остроумные, в Духе народного творчества пространные записи и приписки.

К началу XVI в. с присоединением Пскова к Московскому государству Псков уже не мог претендовать на одно из первых мест в художественной культуре Руси. Псковское письменное наследие влилось в единое русло русской национальной культуры. Волею царей и иерархов большая часть рукописных книг ХШ-XV вв. была вывезена из Пскова в Москву в XVI-XVII вв., где пополнила книжные собрания того времени: Патриаршей и Синодальной типографий, и ныне украшает книжные фонды Государственной Третьяковской галереи, Государственного исторического музея, Российской национальной библиотеки, Российского государственного архива древних актов и других книгохранилищ и архивов.

В XVI в. в Москве возникло книгопечатание, и вскоре появился запрет на использование в богослужебных целях рукописных книг, но так как печатных книг все равно не хватало, и они долгое время были дороже рукописных, в Пскове, как и в других областях русского государства, продолжали писать книги богослужебного, светского содержания.

От XVI-XVIII вв. сохранилось огромное количество рукописей, в том числе и псковских.

Ценнейшим собранием рукописных и редких книг обладает Псковский музей-заповедник. Более 500 рукописных книг XIV - нач. XX вв. представляют местную рукописную традицию в музейном собрании. Среди рукописей XVI в. следует отметить Служебник Спасо-Мирожского монастыря, книгу «Рай», Прологи (книги для ежедневного чтения), сборники богословского и литературного содержания, сборники певческие.

Псковская литература XVI в. дала миру такие памятники, как: Псковская летопись, «Повесть о прихожении Стефана Батория на град Псков», «Повесть о прихожении свейского короля Густава Адольфа ко граду Пскову», «Повесть о начале основания Псково-Печерского монастыря», «Повесть о псковском взятии», жития псковских святых Всеволода-Гавриила, Довмонта-Тимофея, Саввы Крыпецкого, Евфросина, Никандра Псковского, Послания старца Филофея, сказания о явлениях чудотворных икон.

Эти рукописи отличаются как нетрадиционностью и своеобразием состава, так и своими палеографическими и художественными особенностями. С наибольшей полнотой псковская письменность представлена рукописными книгами XVII-XVIII вв.

Рукописи этого времени типичны для Пскова как с точки зрения их художественного оформления (миниатюры, орнамент), так и литературных пристрастий псковских писцов, заказчиков, владельцев. К этому времени относится ценная коллекция Синодиков (книг для церковного поминания) псковских церквей и монастырей, содержащих сведения о житиях святых псковской земли, отголоски исторических событий, литературные произведения в виде небольших повестей, притч, слов и поучений.

Монастыри играли важную роль в культуре Пскова, особенно в области книжной культуры и литературного творчества. В ранней истории Пскова важными культурными центрами были сначала Мирожский монастырь, а затем Снетогорский. В XVI в. ведущая роль принадлежала Спасо-Елеазарову, а затем Псково-Печерскому монастырям. Здесь не только переписывались книги, но велось летописание, создавались оригинальные литературные сочинения.

В художественном плане особую ценность имеют лицевые (иллюстриро­ванные) рукописи. В коллекции псковского музея 87 рукописных книг имеют художественное оформление в виде миниатюр или орнамента (заставки, концовки, рамки, инициалы), дающие возможность проследить основные этапы развития книжного оформления, смену художественных стилей, местные особенности.

Самобытную книжную культуру псковской земли можно с полным правом поставить в один ряд с памятниками псковской архитектуры, иконописи, лучшими образцами прикладного искусства.

 


© Copyright ПОУНБ