История псковской книжной культуры насчитывает не одно столетие и является яркой страницей, дополняющей и отражающей в новом свете многие стороны жизни древнего и современного Пскова. Среди выдающихся памятников письменности Древней Руси псковские рукописи XI-XV вв. занимают заметное и достойное место. Можно назвать такие рукописные книги, как Псковский устав XI в. с рисунками бытового характера, Паремейник 1271 г., писец которого был близок князю Довмонту, с этой книгой связано зарождение тератологического (звериного) стиля псковской книжности.

 

old book


Апостол 1307 г. с припиской из «Слова о полку Игореве», Сборник XV в. со «Словом о погибели русской земли», лицевая Палея 1477 г. с иллюстрациями в тексте, Евангелие 1409 г., переписанное псковичом Лукой и являющееся, по мнению специалистов, одним из шедевров книгописания.


В XIII-XV вв. Псков был одним из выдающихся центров книжного дела. В оформлении псковских рукописных книг были свои отличительные особенности: зеленый фон тератологических заставок и инициалов, преимущественное изображение человеческого лица в инициалах в фас. Широкое использование желтого цвета, менее условное изображение человеческих лиц и птиц в орнаменте. Псковские писцы оставляли на полях рукописей замечательные остроумные, в духе народного творчества пространные записи и приписки.


К началу XVI в. с присоединением Пскова к Московскому государству Псков уже не мог претендовать на одно из первых мест в художественной культуре Руси. Псковское письменное наследие влилось в единое русло русской национальной культуры. Волею царей и иерархов большая часть рукописных книг XIII-XV вв. была вывезена из Пскова в Москву в XVI-XVII вв., где пополнила книжные собрания того времени: Патриаршей и Синодальной типографий, и ныне украшает книжные фонды Государственной Третьяковской галереи, Государственного исторического музея, Российской национальной библиотеки, Российского государственного архива древних актов и других книгохранилищ и архивов.
В XVI в. в Москве возникло книгопечатание, и вскоре появился запрет на использование в богослужебных целях рукописных книг, но так как печатных книг все равно не хватало, и они долгое время были дороже рукописных, в Пскове, как и в других областях русского государства, продолжали писать книги богослужебного, светского содержания. От XVI-XVIII вв. сохранилось огромное количество рукописей, в том числе и псковских.


Ценнейшим собранием рукописных и редких книг обладает Псковский музей-заповедник. Более 500 рукописных книг XIV - нач. XX вв. представляют местную рукописную традицию в музейном собрании. Среди рукописей XVI в. следует отметить Служебник Спасо-Мирожского монастыря, книгу «Рай», Прологи (книги для ежедневного чтения), сборники богословского и литературного содержания, сборники певческие.


Псковская литература XVI в. дала миру такие памятники, как Псковская летопись, «Повесть о прихожении Стефана Батория на град Псков», «Повесть о прихожении свейского короля Густава Адольфа ко граду Пскову», «Повесть о начале основания Псково-Печерского монастыря», «Повесть о псковском взятии», жития псковских святых Всеволода-Гавриила, Довмонта-Тимофея, Саввы Крыпецкого, Евфросина, Никандра Псковского, Послания старца Филофея, сказания о явлениях чудотворных икон. Эти рукописи отличаются как нетрадиционностью и своеобразием состава, так и своими палеографическими и художественными особенностями. С наибольшей полнотой псковская письменность представлена рукописными книгами XVII-XVIII вв. Рукописи этого времени типичны для Пскова как с точки зрения их художественного оформления (миниатюры, орнамент), так и литературных пристрастий псковских писцов, заказчиков, владельцев. К этому времени относится ценная коллекция Синодиков (книг для церковного поминания) псковских церквей и монастырей, содержащих сведения о житиях святых псковской земли, отголоски исторических событий, литературные произведения в виде небольших повестей, притч, слов и поучений.


Монастыри играли важную роль в культуре Пскова, особенно в области книжной культуры и литературного творчества. В ранней истории Пскова важными культурными центрами были сначала Мирожский монастырь, а затем Снетогорский. В XVI в. ведущая роль принадлежала Спасо-Елеазарову, а затем Псково-Печерскому монастырям. Здесь не только переписывались книги, но велось летописание, создавались оригинальные литературные сочинения.


В художественном плане особую ценность имеют лицевые (иллюстрированные) рукописи. В коллекции Псковского музея 87 рукописных книг имеют художественное оформление в виде миниатюр или орнамента (заставки, концовки, рамки, инициалы), дающие возможность проследить основные этапы развития книжного оформления, смену художественных стилей, местные особенности.
Самобытную книжную культуру псковской земли можно с полным правом поставить в один ряд с памятниками псковской архитектуры, иконописи, лучшими образцами прикладного искусства.

Осипова Н.П. История Псковской книжной культуры
/ Н.П. Осипова ; подготовила Т.В. Медникова //
Псковские хроники : История края в документах и исследованиях.
Вып. 4 / [сост.: Е.П. Иванов, М.М. Медников]. -
Псков : Издательский Дом "Стерх", 2004. - С. 68-72. - Извлечение.