Столетней давности сюжет. Книга августа «История русского искусства».

Продолжаем публиковать материалы календаря "Столетней давности сюжет".

Книга августа:

Никольский, Виктор Александрович (1875-1934).

   История русского искусства. Т. 1 : с 305-ю ил. в тексте и 16-ю прил. – Москва : издание Т-ва И. Д. Сытина, 1915 – [8], 251 с., [16] л. ил. : ил.

«История  русского  искусства  все  еще  находится у нас в подготовительном периоде собирания материалов и разработки  отдельных  специальных вопросов.  Между тем, необходимость в общих трудах по истории родного  искусства  никогда еще,  быть может, не сознавалась с такою остротою, как в переживаемое нами время несомненного  подъема  общественного  интереса  к вопросам  искусства.  Собранные до сих пор материалы,

бесспорно,  недостаточны  для составления  исчерпывающе полной картины исторического развития русского искусства, но ждать, когда закончится собирание материалов, значило бы еще не на один десяток лет лишить читателя  –  не специалиста  возможности  ознакомиться  с  историей  русского  художественного   творчества,

хотя  бы в  самых  общих  чертах.  Выход  из этого  положения может быть найден только в попытке построить общий  обзор развития в России архитектуры, живописи, скульптуры и прикладного искусства от древних времен до наших дней на основании опубликованных уже материалов и непосредственного изучения памятников.

Настоящий двухтомный труд и представляет собою подобного рода попытку», – обосновывает свою работу русский историк искусства и литературы Виктор Александрович Никольский.

Первый  том  посвящен  древним  временам,  «когда  слагались  русские  художественные  вкусы  и  идеалы, когда художественное творчество  носило  эпический,  всенародный  характер: создавались  памятники  высокого  мастерства,  но почти  не сохранилось имен мастеров.  В подобные  эпохи  для  нас  драгоценен  почти всякий уцелевший памятник, всякая форма, в которую выливалась творческая мысль, неуклонно стремившаяся к воплощению самобытного русского стиля».

Отдельные главы первого тома знакомят читателя с особенностями новгородско-псковского зодчества.

Псковские  памятники  и  мастера-псковичи  многажды  упомянуты и в других разделах книги, в том числе – посвященных искусству Московской Руси.

Издание   отличается   высоким   уровнем   исполнения,   отпечатано   на  высококачественной  бумаге, текст сопровождается  большим количеством черно-белых иллюстраций в тексте и цветных – на отдельных листах.