Столетней давности сюжет. Книга июня.

Все мы знаем, что издавна день 24 июня иначе зовут Ивановым днем – днем Ивана Купалы.

Это народный праздник восточных славян, посвящённый летнему солнцестоянию и наивысшему расцвету природы. По времени проведения он совпадает с христианским праздником Рождества Иоанна Предтечи. Ночь на Ивана Купалу заполнена обрядами, связанными с водой, огнём и травами. Основная часть купальских обрядов производится ночью. Также считалось, что в ночь на Ивана Купала (с 23 на 24 июня) особенно активны русалки. На следующий день (Феврония-русальница) они уходят с берегов в глубь водоёмов.

Кто же такие русалки? Любой справочник ответит на вопрос однозначно: «Русалка — персонаж славянской мифологии». По  мнению Д. К. Зеленина, этнографа, фольклориста, доктора наук, члена – корреспондента АН СССР — русалка, в поверьях, являлась «заложным покойником», утопленницей, душой погибшего неестественной смертью человека, обычно молодой женщины, некрещёной девушки, иногда — девочки. Этому разделу мифологии исследователь посвятил огромный труд «Очерки русской мифологии. Вып. 1 : Умершие неестественною смертью и русалки», изданный в 1916 году. «Мифология воспринималась как выразительница души народной. Она вызывала почти всеобщий интерес, ей придавалось большое значение, и в то же время она «дописывалась» и дорисовывалась нередко в сентиментально-поэтических тонах и в духе романтического «народолюбия». И если в эпоху классицизма XVIII в. в литературе и искусстве обращались к античной мифологии как к некоторому образцу, то в конце XVIII в. и в начале XIX в. новое романтическое направление в качестве образца принимало свою устную словесность и занималось поисками своих «природных» языческих богов. Фольклор адаптировался и приспосабливался к литературным вкусам новой эпохи, к ним же приближалась и мифология», - писал Н. И. Толстой в работе «Очерки русской мифологии» Д. К. Зеленина и развитие русской мифологической науки». 

Зеленин, Дмитрий Константинович.
   Очерки русской мифологии. Вып. 1 : Умершие неестественною смертью и русалки / Зеленин Дмитрий Константинович ; Д. К. Зеленин. - Петроград : Типография А. В. Орлова, 1916. - 16, 312 с. - Библиогр. в подстроч. примеч.

Полный текст>>>

Зеленин Дмитрий Константинович  - (21.10 [2.11].1878—31.08.1954), фольклорист, диалектолог и этнограф. Родился в с. Люк Сарапульского уезда Вятской губернии.

Его отец был дьячком в местной церквушке. Мальчик рано остался сиротой.  Начальное образование Дмитрий Зеленин получил в Вятской духовной семинарии, а в 1904 году он окончил историко-филологический факультет Юрьевского (Тартуского) университета. Окончив университет, как перспективный студент, Дмитрий был оставлен при кафедре сравнительного языкознания для подготовки к профессорскому званию. Юрьевский университет помог Дмитрию Зеленину стать профессиональным диалектологом, а сплоченная работа с академиком А. А. Шахматовым над созданием академического словаря русского языка способствовала формированию взглядов Зеленина. Так, он приходит к убеждению о том, что объяснение всем диалектологическим явлениям следует искать не в языковой среде, а в первую очередь, в истории и этнографии. На протяжении десяти лет ученый трудился над монографией «Великорусские говоры с неорганическим и непереходным смягчением задненебных согласных в связи с течениями позднейшей русской колонизации». Этот фундаментальный научный труд впервые был издан в Петербурге в 1913 году.  С 1925 Зеленин был профессором Ленинградского университета, членом-корреспондентом АН СССР с1925 г.. Зеленин выступал в защиту новых жанров народной поэзии — частушек, городских песен. В развитии русской фольклористики заметную роль сыграли известные сборники сказок Зеленина и его мысли о значении русских частушек, о богатых эстетических возможностях этого фольклорного жанра.

Лучшие работы великого русского этнографа Дмитрия Зеленина были всегда наполнены глубоким смыслом и методическим знанием. Его особое научное мышление было логичным и комплексным, а исследовательские приемы и методы совершенно подходили для объектов исследования ученого. Имя Д. К. Зеленина легко вписывается сегодня не только в контекст этнографии, но также и в русскую диалектологию, фольклористику и даже в русское религиоведение. В 1946 году российский ученый Дмитрий Зеленин был избран в качестве иностранного члена Болгарской Академии наук.

До сих пор его фундаментальные научные труды не потеряли своей актуальности, более того, без изучения работ Дмитрия Зеленина были бы невозможны многие современные исследования, направленные на изучение народной культуры славян.