Федор Иванович Буслаев25 апреля 2013 года исполняется 195 лет со дня рождения русского филолога и искусствоведа Федора Ивановича Буслаева. Этой дате посвящена выставка в Центре по работе с редкими и ценными документами Псковской областной универсальной научной библиотеки.

Федор Иванович Буслаев - автор работ по славянскому и русскому языкознанию, древнерусской литературе, устному народному творчеству, древнерусскому изобразительному искусству.

Родился Ф. И. Буслаев в 1818 году в селе Вадинск Пензенской губернии. В 1833 году окончил  гимназию в Пензе и поступил на словесное отделение Московского университета. По окончании его в 1838 году преподавал в гимназиях Москвы и давал частные уроки. В качестве домашнего учителя в семье графа С. Г. Строганова жил в Германии и Италии, изучал археологию и историю европейского искусства, труды по языковедению и истории. Наукой Федор Иванович занимается с 1842 года, в 1847 уже читает лекции, а в следующем 1848 году защищает магистерскую диссертацию «О влиянии христианства на славянский язык».  С 1850 года -  экстраординарный профессор, в 1852 году избран членом-корреспондентом Императорской Академии наук, с 1859 года - ординарный профессор, в 1860 году Федор Иванович Буслаев становится академиком.

 На выставке в Центре редкой книги представлены: докторская диссертация Ф. И. Буслаева «Исторические очерки русской народной словесности и искусства», изданная в двух томах в 1861 году; «Сочинения по истории и археологии» в 3-х томах (два тома – 1908 года, 3-й том – 1930 г.); «Русская хрестоматия», отпечатанная Синодальной типографией в Москве в 1917 году. Главная роль в экспозиции отведена «Своду изображений из лицевых апокалипсисов по русским рукописям с XVI-го века по XIX-й». Это фундаментальный труд Федора Ивановича Буслаева, изданный Обществом любителей древней письменности в двух томах в 1884 году и принесший ему мировую известность. К сожалению, он представлен в библиотеке только одним томом. Нумерованный («№ 30») экземпляр издания из библиотеки архитектора-реставратора К. К. Романова, возможно, свидетельствует о том, что он предназначался инициатору создания Общества, историку и литератору Павлу Петровичу Вяземскому, фамилия которого в «Списке членов-учредителей Общества Любителей Древней Письменности», насчитывающем 48 фамилий, располагалась под тридцатым номером.

Изображения из лицевых апокалипсисов – это иллюстрации к тексту Откровения Иоанна Богослова. По «Своду» Ф.И. Буслаева чрезвычайно интересно изучать и сравнивать творения художников-книжников разных веков.

Вот, например, два изображения. Первое - XVII века, второе – Петровского времени (XVIII века). Оба они иллюстрируют один и тот же текст Апокалипсиса (XXI, 9 -27), в котором описывается «великий город, святый Иерусалим, который нисходит с неба от Бога». Первый из художников сосредоточен на бытовых подробностях текста: «..Он (город) имеет большую и высокую стену, имеет двенадцать ворот и на них двенадцать Ангелов; на воротах написаны имена двенадцати колен сынов Израилевых: с востока трое ворот, с севера трое ворот, с юга трое ворот, с запада трое ворот. Стена города имеет двенадцать оснований» и т.п.; второй же, уделяя внимание геометрии: «Город расположен четвероугольником, и длина его такая же, как и широта. И измерил он (Ангел) город тростью на двенадцать тысяч стадий; длина и широта и высота его равны. 
И стену его измерил во сто сорок четыре локтя, мерою человеческою, какова мера и Ангела…», главной темой изображения делает смысловое содержание текста: «Храма же я не видел в нем, ибо Господь Бог Вседержитель - храм его… И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его - Агнец. Спасенные народы будут ходить во свете его, и цари земные принесут в него славу и честь свою. Ворота его не будут запираться днем; а ночи там не будет. И принесут в него славу и честь народов. И не войдет в него ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни».

А вот еще детальная, если не сказать «буквальная», иллюстрация второй половины XVII века к тексту Откровения (ХХ, 13-15): «Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим…. И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное.»

 

Мы представили лишь малую толику из замечательного издания 1884 года.

В «Своде изображений из лицевых апокалипсисов по русским рукописям с XVI-го века по XIX-й» Федора Ивановича Буслаева 269 отдельных листов, каждый из которых есть интереснейший образец книжного искусства.

И, в заключение, еще один примечательный факт…

В конце 1859 года профессор Московского университете Федор Иванович Буслаев был приглашен читать лекции по истории русской литературы наследнику цесаревичу Николаю Александровичу (сыну Александра II). Чтения талантливого профессора пробудили такой интерес в его ученике, что последний просил не прерывать занятий даже на Пасхальной неделе; по той же причине занятия эти продолжались и летом. О ходе этих чтений Ф. И. Буслаев рассказывает во второй части своих «Воспоминаний». Сообщив о том, как порадовало его желание цесаревича не прерывать занятий, Буслаев прибавляет: «тогда же было решено, чтобы я передал Государю Наследнику все листы прочитанных мною лекций в его собственность, а следующие затем не брал бы с собою назад, и навсегда оставлял их у него. Таким образом, весь мой рукописный курс истории русской литературы и остался в библиотеке Его Высочества».

На выставке в Центре редкой книги можно познакомиться с частью, прочитанных Буслаевым Цесаревичу лекций, которые были опубликованы в историческом сборнике «Старина и новизна» (Книга 8, 1904 год).