Сценическое искусство жизни

В чем мой «monument aere ferennius»

До сих пор думали, что театр там, где его здание.

Прошли тысячелетия, прежде чем люди

узнали от меня, что театр везде, во всем и всюду

(теократия-пантеизм)

Н.Н. Евреинов

 

В феврале 2014 года исполняется 135 лет со дня рождения Николая Николаевича Евреинова - русского и французского режиссёра, драматурга, теоретика и преобразователя театра, историка театрального искусства, философа и лицедея, музыканта, художника и психолога.

В Центре по работе с редкими и ценными документами Псковской областной универсальной научной библиотеки хранятся четыре книги этого незаурядного театрального деятеля.

С полиграфической точки зрения интересны два дореволюционных издания, вышедших в издательстве Н.И.Бутковской.

Первая книга, о которой стоит рассказать:

Евреинов, Николай Николаевич.

Театр как таковой : (Обоснование театральности в смысле положительного начала сценического искусства и жизни) / Н. Н. Евреинов ; рис. обл., театр. портр. и украшения книги - работы Н.И. Кульбина. - [СПб. : Издательство Н. И. Бутковской, 1912]. - 118, [2] с.,1 л. портр. : ил., факс. ;24 см.

   Здесь помещен театральный портрет Н.Н. Евреинова работы художника Н.И. Кульбина.

Далее идет интересное обращение автора: «Посвящаю эту книгу моим смешным врагам, убежденным в правоте своего учения не менее, чем в издевке настоящего посвящения. Н. Евреинов1912 г.»

В книге формулируется понятие «театрализация жизни» как «инстинкта вечного преобразования», действующего и за пределами театра и во многом определяющего мышление и быт человека. «Я зычно трублю вам призыв на представление вашей собственной жизни» - пишет автор в первых же строках.

Интересную точку зрения высказывает Н.Н. Евреинов на театральность и искусство, отмечая противоположность этих двух явлений. По мнению автора в театре главное, что человек НЕ хочет быть собою, а в искусстве, наоборот, он желает найти самого себя, излить самое сокровенное своего «я» в искренней форме.

 

Евреинов, Николай Николаевич

   Ропс : критический очерк. – Санкт-Петербург : Издание Н. И. Бутковской, 1910. – 61 с. – («Современное искусство». Серия иллюстрированных монографий)

    Критический очерк Н.Н. Евреинова посвящен творчеству бельгийского художника-символиста Фелисьена Ропса.

Изначально Ропс был известен как карикатурист, работавший в области политической и бытовой карикатуры, был известен как гравер и иллюстратор, создав ряд иллюстраций к произведениям Шарля де Костера, Шарля Бодлера и других литераторов.

Художник был тесно связан с модернистским и символистским движениями. В его картинах ярко отражается философия символизма конца XIX века.

Фелисьен Ропс был масоном, состоял в Великом востоке Бельгии.

К сожалению, в экземпляре книги, который хранится в Центре редкой книги утрачены все иллюстрации.

 

Совсем небольшая книга из библиотеки режиссера Б.М. Филиппова:

Евреинов, Николай Николаевич.

               Театральные инвенции. - Москва : Время, 1922. - 14 с.

   Одна из инвенций помещена в начале статьи в качестве эпиграфа, а всего их в книжице – шесть: «Что весит на весах Космоса – ленточка в косичке вертлявой девочки», «В чем мой «monument aere ferennius»», «Жизненность и театральность», «Театр – зеркало жизни»,  «Какими мы любим себя» и «Тайна настоящих актеров».

 «Мы любим себя только театрализованными. Доказательство этому найдете в нашем подходе к зеркалу, в которое вы смотритесь, всегда мимируя значительность, привлекательность, импонирующую серьезность, решительность и т.п. Мы ищем в зеркале не столько объективной правды, сколько лести, утешения, подбадривания.»

   

И, наконец, исторический очерк:

Евреинов, Николай Николаевич.

               Крепостные актеры : популярный исторический очерк / Н. Н. Евреинов. - 2-е заново перераб. и значительно доп. изд. - Ленинград : Кубуч, 1925. - 127, [1] с.

    В книге рассказывается о зарождении частных театров с крепостными актерами при Елизавете Петровне; «золотом веке» подобных театров, когда на спектакли съезжалась избранная публика, включая царствующих особ; о великих актерах из крепостных и заканчивается повествованием об оскудении крепостного театра, которое началось с 20-х годов XIX века.

 

В заключении нужно упомянуть, что Н.Н. Евреинов часть детских лет провел в Пскове. Первые три года учился в мужской гимназии (ныне средняя школа № 1).

 На каникулах 22 июня 1893 года в Пскове под псевдонимом «Горкин» принимал участие в благотворительном спектакле.

«Хорошим артистом является также г. Горкин. Он играет с большим тактом и на сцене держит себя довольно свободно. Сцена – монолог «Наказанный Дон Жуан», прочитанная им, имела успех». 
И. Цирпонс. Из любительского спектакля – в мировой театр XX века (к портрету Н.Евреинова) 
Летом Н. Евреинов выступал с бродячим цирком, расположившимся возле Пскова, исполнял роль клоуна, ходил по канату, выступал эквилибристом.

«… Я всегда любил женщин: я люблю загадки. В 10 лет я уже был «cabalero». Псковские барышни казались мне принцессами. Смотреть на них царственным оком — я не знал тогда лучшей забавы…»

Из письма Н. Н. Евреинова Г. В. Шварцу

В 1925 году Н.Евреинов покинул Россию.

30 января 1925 года драматург последний раз прибыл в Псков (по пути в Ригу).

 «Белесым полупроснувшимся утром мы высадились в Пскове… Город был весь из низеньких деревянных домишек, посеревших и обесцветившихся за годы революции."Иллюстрация туманной метерлинковской мистики в деревянной рамке работы русских кустарей", - шутили мы, шагая от церковки к церковке. Как зачарованные мы все утро бродили по этому старинному городу, такому невероятно русскому, говорящему нам так громко о прошлом нашей родины… После европеизированного, а затем революцией религиозно охолощенного Ленинграда Псков действовал необычайно вдохновляющее на религиозно настроенных людей…»

 А.Кашина-Евреинова. Н.Н.Евреинов в мировом театре XX века.

 

При подготовке материала использованы материалы сайтов:

http://ru.wikipedia.org/

http://bibliopskov.ru/

http://dic.academic.ru/